01.04.2002г. Художники Нефедов Александр, Генераленко Геннадий

Опубликовано: 1 Апреля 2002

Александр Нефедов
Персональная выставка «Два цвета времени. Опыт возрождения силуэтного портрета»

Родился: 1962 г. Москва.
Обучался: Академия Информатизации.
Творческое кредо: «Быть честным во всём»
Что-то еще: Член Союза журналистов Москвы,
член Союза писателей России.

Если Господь желает наградить кого-то талантом, то не скупится на благодать отсыпая ее полной мерой. Эти слова невольно приходят на память, когда появляется возможность ближе познакомиться с Александром Нефедовым. Наша галерея сотрудничает с ним много лет, но у Александра всегда находится возможность поразить нас какой-то новой гранью своей богато одаренной натуры. Он исполнительный директор газеты «Тверская 13», действительный член двух международных общественных академий — Академии наук о природе и обществе и Академии экономической безопасности, член Союза журналистов Москвы, член Союза писателей России, наконец, просто художник. Это новая, еще неизвестная нам сторона такой разносторонне талантливой личности в течение двух недель будет демонстрироваться в нашей галерее.

Что он хороший журналист известно давно. Иначе Мэр столицы не стал бы терпеть его на этом посту в газете, которая является рупором городской власти. То, что он тонкий чуткий и удивительно талантливый писатель плюс ко всему исследователь, историк и психолог, мы узнали, прочитав его книгу «Силуэты. Прошлое Подмосковья в лицах». Так удивительно точно и ярко входить в конкретику судеб известных и не очень известных исторических личностей может только человек, обладающий когнитивной эмпатией. Как всякая остро отточенная человеческая мысль научного плана она наиболее точно определяет дар, которым обладает Александр «Постижение эмоционального состояния другой личности, базирующееся на интеллектуальных процессах». Ни отнять, ни прибавить.

Что особенно отрадно, Александр развивает традиции в незаслуженно забытой области изобразительного искусства — силуэтный портрет. Это только подчеркивает элегантность его личности и подлинный аристократизм духа, чего так не хватает нашему современному обществу, забывшему такие понятия, как честь, долг, любовь к Родине и к родным погостам.

Вот такую радость для тех, кто ценит и любит искусство и родную историю, решил преподнести в канун своего сорокалетия Александр Нефедов. Выставка силуэтных портретов, такого в нашей галерее еще не было. И как истинно одаренная личность в свой юбилей он не стремится что-то получить от людей, а желает сокровенное и лучшее, что есть в душе отдать нам всем.

О.П. Калмыков

Создание силуэтного портрета — что это? По нынешним меркам китч? Усердное старание ремесленника? Или проявление подлинного мастерства художника, умеющего самыми лаконичными средствами, сочетанием всего двух цветов — черного и белого — отразить не только внешний вид, но и психологию, таинственный внутренний мир портретируемого?

На первый взгляд все очень просто: быстрые движения изящных ножниц в умелых руках — и силуэт готов. Но кажущаяся стороннему наблюдателю легкость дела таит в себе непростой труд, тернистый путь художника, усеянный шлейфом проб и ошибок и в буквальном смысле слова — ворохом изрезанной бумаги.

Это искусство старо как мир. Силуэтные портреты создавались в древнем Китае, в Греции. В европейском искусстве силуэт появился во времена Людовика XV. В 1757 году на пост генерального контролера финансов Франции был назначен Этьен де Силуэтт. Он слыл весьма экономным человеком, в том числе и в частной жизни. Стены своего замка де Силуэтт украшал не дорогими картинами, а… тенями. Этьен ставил своих гостей возле стены, самолично обводил контур лица, а затем закрашивал его черной краской. Так в замке Шатто-де-Берг на Марне со временем образовалась первая в мире галерея портретных теней, получивших название «силуэты» в честь «изобретателя» этого вида искусства.

В 60-е годы XVIII века мода на силуэтные изображения дошла и до России. Заезжие французские художники-графики Ф. Сидо и Ф. Антинг довольно быстро наводнили Москву и Санкт-Петербург силуэтными портретами вельмож и дворянства. Не представлялась без силуэтного портрета обстановка и ампирных усадеб александровской эпохи.

В историю русского искусства на равных правах с другими изобразительными жанрами силуэт вошел благодаря творчеству художника, «гениального дилетанта» Федора Толстого. Его цикл силуэтов на тему Отечественной войны 1812 года — признанная классика. В начале XX века художники круга «Мир искусства» вновь обратились к силуэту. С наибольшим успехом в этом жанре работали Елизавета Кругликова, Георгий Нарбут, Нина Симонович-Ефимова, Мстислав Добужинский, Константин Сомов, Александр Бенуа.

Нынешняя выставка в галерее «Союз Творчество» -попытка обратить внимание к силуэту, вернуть этот жанр в творческий оборот.

На выставке представлена широкая галерея миниатюрных силуэтных портретов исторических лиц — от Юрия Долгорукого до Юрия Лужкова, писателей, художников, композиторов, архитекторов. Завершает серию группа силуэтов близких и друзей художника — жены, сына, звезд эстрады, режиссеров, политиков.

Александр Нефедов — не профессиональный художник. По собственному признанию, он изучал искусство по книгам. Однако его силуэтные портреты занимают достойное место в ряде галерей и музеев столицы и Подмосковья, хранятся в частных собраниях. Как художник-график он оформил несколько книг московских поэтов и писателей, выпущен-ных в свет в 1990 годы в центральных издательствах. Его силуэты публиковались в альманахах, газетах и журналах.

Александр автор двух книг, одна из которых так и называется: «Силуэты. Прошлое Подмосковья в лицах».

В год сорокалетия Александр Нефедов выносит на суд зрителей еще один свой труд — галерею силуэтных портретов современников и россиян, в веках прославивших Россию.
Александр Нефедов.


«Архитектор П.М. Еропкин (1698-1740)»
бум.силуэт, 11х8, 1984-2002.

Геннадий Генераленко
Персональная выставка «В двух шагах от рая»

Родился: 1967 г., Ростовская обл. Обучался: Калининградская средняя специальная школа милиции МВД СССР.
Творческое кредо: «Всегда»
Что-то еще: Журнал NRG в 2002 г. публикует на шести полосах художественный проект с его участием «Вояж-визаж».
Работы находятся в Дмитровградском Краеведческом музее, в Московском музее наивного искусства, в Ульяновском музее народного и наивного искусства, в Московском музее творчества аутсайдеров, а также в частных коллекциях США, Франции, Израиля, России.

Бесконечно трудно писать о человеке, который обладает живым воображением и литературным слогом. Всегда есть опасение, что сам персонаж твоего опуса мог бы о «себе любимом» рассказать гораздо стройнее и доходчивее. Ну, например так: «Эта выставка — персональный ответ на действительность, в которой многие люди интересуются только вопросами «убили — украли», «где украсть денежек», «чем все это окончится». От того яркие краски, от того затаенная грусть». Что можно добавить к этим авторским словам? А только то, как ты сам сопереживаешь «людям и вселенной». Как твоя собственная бессмертная душа открыта к сопереживанию? Или она зачерствела в бесконечной погоне за благами и успехом? А в нашей действительности еще проще — в погоне за элементарным куском хлеба.

Голодный пес не изучает небо, он может только, запрокинув голову, выть от горя на луну со слезящимися от тоски глазами.

Что-то очень грустно получается у меня. Совсем не по чину, к такой яркой и легкой экспозиции. Но, может быть, смысл названия выставки «В двух шагах от рая» в том и заключается, чтобы как перед последним экзаменом постараться проверить себя, с каким багажом прошлого и устремлениями в будущее пришел к этому «Рубикону». Назад дороги не будет, а там еще спросят: «Какой такой Ляпкин- Тяпкин и что в его затаенных уголках души спрятано?». А в душе и судьбе нашего экспонента было всего много и разного. Как он сам говорит: «Был участковым милиционером и контрабандистом, бизнесменом и сторожем, и вот докатился — стал художником».

А что? И стал. И стал выставляться в различных залах, и есть что сказать людям, а им послушать и посмотреть. Кто-то назовет его работы «наивом», кто-то «примитивом», а, может быть, найдется более затейливое около-псевдо гипернаучное определение. Суть от этого не изменится. Всегда так было и всегда так будет. Одни похвалят, другим будет все равно (а таких абсолютное большинство), а кому-то покажется все это «бредом сивой кобылы». Но для того на дворе и год лошади. В такие времена необходимо повнимательнее присматриваться к каждому экземпляру лошадиной породы, а вдруг перед вами Пегас. А вы, не поднимая носа, ища копейки в траве, не заметите крыльев на его спине и не умчит он вас в райские кущи.
О.П. Калмыков

«Зал ожидания», х.т., 150х200, 2001.

Выставка открыта до 15.04.2002г.