01.07.2002г. Художники Филиппов Зиновий, Лигачёва Александра
Зиновий Филиппов
Персональная выставка «Остров Крым»
Родился: 1923г., г. Речица, Орловская обл. Обучался: Московское художественное училище. Государственная Академия Художеств Латвийской ССР. Что-то еще: Работы Филиппова находятся: в Феодосийской картинной галерее им. И.К.Айвазовского, в Художественном музее Симферополя, Севастополя, Одессы, в Национальном музее Праги, в частных коллекциях в Англии. «В начале было слово.» Я думаю, что в суете будней мы это еще не забыли? «Ну вот, еще один моралист нашелся!» — возразит какой-нибудь «торопыга» и ошибется. А мне это будет весьма прият-но, так как расскажу сейчас совсем не душещипательную или назидательную историю в духе воскресной проповеди в церковно-приходской школе, а про-стую житейскую. Да и не история это вовсе в том понимании, что ничего нео-бычного в ней нет. И цитата из Библии упомянута в начале повествования не для красного словца или как еще один панегирик православию, а как некая логическая связь или переход к сути повествования. Так вот. Еще немного о бо-жественном: «…и увидел Бог, что это хорошо». То есть Господь отразил в своем произведении свое внутреннее впечатление от содеянного. Он сказал «Хорошо». Так Господь стал первым на земле импрессионистом. Я всегда говорил и буду в дальнейшем утверждать, что истинный художник, он же творческая личность, стоит на одной вершине с небесным Творцом. Живописец — пишущий жизнь. Он созидает некое новое пространство или рождает образ, раздвигая границы Вселенной, и кистью творит так же, как Творец-словом. Рассказывать о судьбе художника Зиновия Ивановича Филиппова равно-сильно пересказу истории Советского Союза. Война, голод, ранение, инвалидность, учеба. И через всю жизнь проходит страстная любовь к искусству. А это каждодневный труд, поиск и творчество, суть которого он однажды сам определил такими словами: «Реалист Я… Импрессионисты — это те же реалисты, просто их так назвали». Попробуйте, дорогой читатель, сказать более тонко и глубоко, я вам также буду аплодировать, как художнику Филиппову. Так человек жил, работал, растил детей, переезжал с одного места нашей некогда необъятной Родины в другое и оказался в Крыму на постоянном мес-те жительства. Все бы так и шло по накатанному пути. Но тут случился кризис, затем развалился Союз нерушимый, затем каждый «самостийщик» стал развивать свою «кэзалэжность» в ущерб общему «консенсусу. И в общей неразберихе и при большом «шарапе» собственно Россия — Мать потеряла очень многое из того, что некогда кровью и потом отвоевывала у «басурман». А «бывшие» сестры (кто пошустрей) ларчик с приданным дедовым взяли и «почистили». «Ну да Бог им судья. Как никак родня. Нэхай пользуются». Жаль, что все эти государственные «передряги» проходят по живым лю-дям, по их судьбам. И не может человек «свободно, как хозяин» шагать «по не-объятной Родине своей». Уже рвутся родственные и деловые связи. А бастионы на пути человеческого общения воздвигаются чуть ли не выше «Берлинской стены». Вот для того, чтобы вынуть из этой преграды хотя бы один камень и состоится в московской галерее «Союз Творчество» выставка художника из Севас-тополя Зиновия Филиппова. Называться она будет «Остров Крым» в честь великого прозрения Василия Аксенова и его пророческого произведения. Хотя бы для того, чтобы не забыли люди, что создал Господь твердь и назвал ее Землею. И была она Едина. О. П. Калмыков.
|
|
«Возвращение в Зурбаган», х.м., 80х90,1998. |
|
|
Александра Лигачёва
Персональная выставка «Лазурь»
Родилась: 1915 г., г. Иркутск. Обучалась: Иркутское художественное училище. Московский Текстильный институт. Что-то еще: С 1940 г. — член союза художников СССР. С 1990 г. — награждена медалью «Ветеран труда». Постоянный участник всесоюзных, республиканских, зональных выставок, проводимых Союзом художников СССР. 1998 г. — персональная выставка «Мой Байкал» в галерее «Союз Творчество». В январе 2001 года в Малом Манеже состоялась выставка «Образ и Пре-ображение в Искусстве России XVIII — XX вв.». В ее экспозицию входило множество произведений из 11 различных музеев России, в том чис-ле работы из Третьяковской галереи, Русского музея, а также из частных собраний и коллекций современных авторов. Что это была за выставка и о чем хотели поведать ее организаторы — это тема другого рассказа. Я только хочу отметить, что идейный и духовный руководитель этого мероприятия Олег Алексеевич Гостев работал над этим проектом более шести лет под эгидой Российского Фонда Культуры, а галерея «Союз Творчество» в силу своих скромных возможностей помогала Олегу Алексеевичу а его осуществлении. Однажды организаторы вышеназванной выставки собрались в нашей гале-рее на пл. Маяковского, чтобы обсудить текущие проблемы. А в это время у нас экспонировались работы одного автора. Увидев и по достоинству оценив эти картины, О. А. Гостев заметил, что одну из работ, которая называлась «На земле Вологодской», следовало бы ввести в экспозицию выставки в Малом Манеже. Автором этой работы была художница Александра Иосифовна Лигачева. Она родилась в Иркутске в 1915 году. Трудно в это поверить, но это так. Член Иркутского отделения Союза художников с 1940 года, она всю свою сложную, но прекрасную жизнь отдавала творчеству. На военных дорогах писала фронтовые плакаты и щиты, затем работала в Московском живописном комбинате и выставлялась, выставлялась, выставлялась. Работала и зимой и летом. И в жару и в холод. Помню, она рассказывала, как писала зимние этюды в Доме Творчества возле города Тарусы в Пачеве (есть такая деревенька на Руси, вся со-стоящая из бугорков и оврагов), где она провела несколько часов подряд, стоя по пояс в сугробе, а на дворе было минус 25 градусов: «…тихо, только ты, небо и земля…». Или как увидев сидящую девчушку на весеннем одуванчиковом лугу стадиона «Динамо», рядом с ее мастерской на Масловке, за один сеанс написала этот сюжет, так сильно запавший ей в душу. Неизменно на ее полотнах и зимние и летние сюжеты струились неземной пронзительной лазурью. Этот цвет так гармонично вписывается в ее творчество, что всегда, представляя мысленно образ Александры Иосифовны, я вижу тихую скромную женщину в ореоле небесной лазури. Вы вправе опросить, а причем здесь выставка в Малом Манеже. Так вот там произошел странный случай. Женщина — искусствовед, выстраивающая экс-позицию выставки, «вышла из себя, пытаясь разместить мощную неземную лазурь картины А. И. Лигачевой, которая неизменно забивала любые находящиеся рядом с этой картиной полотна: будь то творения великих мастеров или сочные современные работы. Даже была предпринята попытка исключить этот скромный пейзаж из экспозиции. Но здесь я встал горой в защиту этого эмоционально-лучезарного полотна. Многие посетители этой выставки неизменно отмечали, что в самом дальнем углу ярким лазурным пятном светилась какая-то небольшая работа, как бы освещая всю экспозицию ярким лунным светом. |
|
«Весна-78», х,м., 90х57, 1978. выставка работает до 15.07.2002г. |