01.11.2002г. Художники Ушанов Михаил, Ушанова Екатерина

Опубликовано: 1 Ноября 2002

Михаил Ушанов

Родился: в 1948г., д. Малый Городец на Псковщине.
Обучался:
СХШ при институте им. Репина. Институт им. Репина.
Что-то еще:
С 1978 г. член Союза Художников СССР.
Основные выставки:
1973 — Студенческая выпускников художественных Вузов страны. Манеж, Москва.
1976 — Республиканская, Всесоюзная. Манеж, Москва.
1977-1981 — Республиканские выставки. Г. Киев.
1983 — Всесоюзная «Земля и люди», Москва.
1983-2002 — постоянный участник выставок выставочного зала г. Химки.
1999 — персональная, г. Порхов, Псковская обл.
аботы находятся в частных коллекциях России, Украины, США, Финляндии, Англии, Германии, Молдавии, а также: галерея «Сосны», центр эстетического воспитания г. Одинцово.

Как это ни тривиально звучит, но уже стало традицией в художественной среде, что если в семье есть хотя бы один художник, то рано или поздно вся семья, включая детей, внуков, бабушек и дедушек, берет в руки кисти, карандаши, резцы (на худой конец, вышивают крестиком или выпиливают лобзиком). Откуда такая тяга к творчеству?

Эта закономерность проявляется все больше и больше. Нашей галерее приходится всё чаще давать анонс — «Семейная выставка». Если, допустим, муж (жена) художник, а вторая половина этого семейного тандема — это инженер или механик, или токарь-пекарь 6 разряда, то через год, два, десять лет практически 50% таких семей становятся полностью профессионально «художественными». Как говорил Шопенгауэр, искусство — это объективация мировой воли. Я эти слова интерпретирую так: «Талант дается его владельцу во временное пользование (на время пребывания на нашей «грешной» земле)». И эта «болезнь, сжигающая человека изнутри» настолько заразная, что многие люди, уже достигшие в этой жизни достаточно высоких профессиональных вершин в любой другой области культуры или искусства, кто тайно «для дома», а кто явно и на показ начинают баловаться живописью, графикой и.т.д. Казалось бы, ты и так на вершине, ну зачем тебе это? К тому же почти всегда подобные занятия завершаются созданием еще одного «кича». Но нет. Всё пишут и пишут. Дай Бог им творческого долголетия.

Гораздо реже, когда два художника создают новую «ячейку общества». Реже, потому что две творческие личности довольно редко уживаются в одном пространстве. Оба активные, оба талантливые. Так кто же кем будет восхищаться и поддерживать творческий порыв партнера? Сложная задача и тем не менее выполнимая.

Такая довольно пространная увертюра предваряет наш рассказ о семейном дуэте художников Ушаковых — Екатерины и Михаила. Их союз прочен уже потому, что они совершенно непохожи друг на друга даже по внешнему своему облику. Она — крепкая розовощекая, типичная «Русская краса» (но польских кровей), он — небольшого роста жилистый худощавый брюнет со Псковщины (почему-то напоминающий польского шляхтича). Как полагается, всё в этом мире перемешалось. По психологическим канонам они идеально подходят друг другу. А творческая составляющая каждого из этих художников является продолжением одного из другого. И неважно — он от нее черпает вдохновение или наоборот. Все самоценно.

По жизненному пути они долго шли навстречу друг другу. Иногда их линии судьбы пересекались, потом шли параллельно и вновь расходились. Но куда же денешься от предначертанного свыше. И вот они вместе. Их идеи созвучны, их стремления развиваются по одному вектору.

Творчество обоих художников очень близко к «земле». Сельскую, так называемую «народную» жизнь они знают изнутри, достаточно много пожив на селе и находясь с окружающими в одних и тех же бытовых и социальных условиях. Поэтому вы никогда не увидите на их полотнах развесистую «клюкву» и сбор озимых с «Елисейских полей». Мельчайшие жизненные детали известны только тем, кто сталкивается с ними ежедневно. Они не доступны «турис- там», пришедшим на пленэр, чтобы затем порадовать или шокировать столичную публику «картинками из глубинки». Работы Михаила и Екатерины благодаря их гениальной наблюдательности и умению абстрагироваться от всего лишнего (как бы это лишнее не лезло на глаза — это я, я главное), своим немногословием утверждают гениальность образа естественных житейских ситуаций. Поэтому художники почти всегда работают сериями, такими, допустим, как у Екатерины «Русская шаль», а у Михаила «Россия вспрянет?» Сейчас эта серия идет под тем же грифом, но без вопросительного знака. Как видно, для себя мастер уже решил этот вопрос — «куда ты несешься птица — тройка Россия?». Еще до нашего очного знакомства мы знали творчество этой семьи. Мы встречались с их полотнами на многих Всероссийских выставках. Естественно, что-то забывается или не сразу вспоминается, но когда Михаил в своей мастерской, во время нашего посещения развернул на полу огромное полотно, свернутое в рулон (до поры до времени), я буквально оцепенел. Большое серое пространство. Серый снег, серое небо, серые люди.

Две фигуры, словно два обрубленных искореженных северными ветрами ствола дерева, увиденные художником из необычного ракурса (как бы снизу с уровня колен кверху) изображают заунывно-тоскливую, пьяную пляску под зимней луной, демонстрируя намерение повеселиться «как люди». Под балалайку и для себя, так как зрителя нет. Эту великолепную работу Мы вспомнили сразу. Я уверен, что многие посетители выставки, прошедшей в ЦДХ уже порядочно лет тому назад, прекрасно помнят этих «танцоров». Так же, как и развешанные на веревках тихим зимним утром в деревне русские платки на картинах работы Екатерины Ушановой.

Калмыков О.П.

«Тоска Российская». 1996. х.м., 80х116.


Ушанова Екатерина

Родилась: в 1951г., Украина, Николаевская обл.
Обучалась: Институт связи г. Одесса. Московское художественное училище памяти 1905г.
Что-то еще:
Член Союза художников России с 2001г.
Член Международной ассоциации искусств Юнеско.
Основные выставки:
1984 — Московская «Осенняя».
1985 — Зональная «Подмосковье», Подольск.
1992 — персональная «Одинцово».
1999 — Всероссийские: «Россия-99», Манеж, Москва; «Болдинская осень», ЦДХ.
2000 — персональная, ЦДХ, Москва.
2001 -Международный художественный салон, ЦДХ.
Галерея «Сосны» при администрации президента РФ.
персональная, Краеведческий музей, г. Одинцово.

«Три платка». 1994. х.м., 70х90.

выставка будет работать до 15.11.2002г.