Родился: в 1899 — 1969г., станица Кореновская, Азоново Черноморский край (Кубань).
Обучался: Туапсинское реальное училище. Ленинградское художественно-промышленное училище. Претербургская Академия художеств.
Что-то еще:
Известный архитектор, градостроитель и акварелист.
Несколько его выставок с успехом прошли в Туапсе, Сталининграде и Ленинграде. На настоящей выставке представлена лишь небольшая часть его творческого наследия из собрания его сына Ю.Ф. Дюженко.
Когда выйдет в свет свежий номер «Изографа», уже настанет Новый 2003 год. Поэтому хочется поздравить всех, кто любит искусство и читает нашу газету (я надеюсь, что наши милые редакторы позволят мне так выразиться), с этим радостным и веселым праздником. Желаем Всем здоровья, счастья и, что вполне естественно, больших творческих успехов в наступающем году. В первых числах января 2003 года галерея «Союз Творчество» хотела бы предложить на суд зрителей совершенно уникальную (на наш взгляд) экспозицию. На ней будут экспонироваться работы двух авторов. Одного из них — Юрия Федоровича Дюженко — ценители живописи знают давно и по праву отмечают его как талантливого художника, энергичного общественного деятеля, а также как мыслителя и философа. Второго автора знают только специалисты. Но при всём при том без второго мастера не было бы первого. Диалектика. Секрет довольно прост — мы представляем творчество отца и сына Дюженко. Это Федор Николаевич (1899-1969) и Юрий Федорович 1925 г.р.
Мои друзья довольно часто укоряют меня за то, что рассуждая на разные темы в своих статьях довольно скудно освещаю биографические данные тех художников, о которых собственно веду речь. Искренне сознаюсь, есть такая слабость. Но так иногда хочется поговорить о наболевшем, а тут такая возможность — газетная статья. Но на сей раз без биографической справки никак не обойтись. Если, допустим, мы бы выставляли только одного Юрия Федоровича, то любой человек, мало-мальски знакомый с течением творческой жизни России и посещающий художественные выставки, а не только «Вернисаж в Измайлово», его давно знает, или много слышал о нём, или даже принимал участие в тех многочисленных акциях, собраниях, концертах, организованных благодаря его усилиям. Ну а если кто-то и не слышал об этом человеке, то ниже мы еще дадим кратко основные вехи его биографии.
А сейчас разрешите представить Вам Федора Николаевич Дюженко. Он архитектор, руководитель высокого ранга, педагог и, что особенно важно, — художник. Родился в конце XIX века в семье потомственного запорожского казака, обосновавшегося на Кубани. Семью нельзя было назвать богатой, но определенный достаток имелся, поэтому Федор Николаевич еще до революции закончил Туапсинское реальное училище (этот город мы еще вспомним в конце повествования). Судьбе было угодно, чтобы на первые опыты в рисунке и акварели школяра Феди Дюженко обратил внимание и высказал свое одобрение член Императорской Академии Художеств академик живописи А. А. Киселев. По его напутствию Федор поступил в Петербургское художественно-промышленное училище барона Штиглица. Но тут случился «октябрьский переворот», как его называли большевики, и жизнь всей России перевернулась, затем еще кувыркнулась, а затем понеслась по всем вселенским кочкам и ухабам, выбирая свой особый путь, вдали от торной дороги цивилизации. Но, что отрадно, талант везде талант, а если он достался твердой и целеустремленной личности, то это отрадно вдвойне. Именно таким человеком и оказался Федор Николаевич. В годы Гражданской войны он был бойцом Таманской дивизии, которой командовал Ков-тюк — величайший военовачальник — самородок. (В годы сталинских репрессий Ковтюк был расстрелян, как и многие выдающиеся люди, выдвинутые ходом истории на вершину революционной борьбы). «Железным потоком» прошла эта дивизия по тылам белой армии и вместе с ее тысячами и тысячами бойцов все тяготы боев перенес доброволец Федор Дюженко. Но при этом он никогда не прекращал свое занятие искусством, что было замечено командованием. Молодой солдат революции получил рекомендацию и направление от командующего Ковтюка для поступления в Академию Художеств теперь уже Ленинграда. Согласитесь, этот факт в биографии Федора Николаевича говорит о многом.
Затем судьба стала поднимать Дюженко старшего все выше и выше. Он руководил в предвоенном Сталинграде разработкой и развитием планов по строительству основных узлов города. Затем был главным архитектором «Эпрона». Была такая государственная организация, которая занималась строительством портов и производством подводных работ. Во время Отечественной войны в Наркомате боеприпасов заведовал управлением по маскировке объектов, заводов и складов. И так успешно этим руководил, что его даже не расстреляли, что при Иосифе Виссарионовиче вполне могло бы случиться при малейшей оплошности особенно в такой взрывоопасной конторе. Как бы там ни было, но всё имеет свое окончание. Закончилась и война. Архитектор Федор Николаевич Дюженко занимался планировкой и строительством городов спецназначения. Сейчас уже можно говорить открыто о таких вещах. Так вот, под термином «города спецназначения» подразумевались наши города-заводы по производству ракет и атомного вооружения, то есть ато-мограды. Вот таким крупным руководителем и специалистом в своем очень не простом деле был человек, чье творчество мы решили показать на самой первой в 2003 году выставке, организованной галереей «Союз Творчество».
Но даже этих огромных производственных достижений было бы недостаточно для того, чтобы назвать человека художником. Но в том то и дело, что на протяжении всей своей жизни Федор Николаевич никогда не расставался с карандашом, бумагой и акварелью. При всём напряженном ритме будней этого человека искусство было не просто одной из составляющих его личности, помогающей в работе, педагогике и управлении. Оно было основной движущей силой его незаурядной натуры. Он был великолепным специалистом по отмывке архитектурных перспектив. Проводил немало выставок своих акварелей в различных городах СССР. То есть был действительно личностью творческой и увлеченной. Сохранил и преумножил талант, данный ему свыше до своих последних дней.
Что характерно для творческой личности и совсем не характерно для руководителя такого высокого ранга — он никогда не был членом КПСС. Это значит, что Бог так много даровал этому человеку, что никакие темные силы не помешали ему прожить жизнь полную и насыщенную. Как говорят все, кто его знал: «Это был человек яркий, веселый. Душа всех компаний. Любивший жизнь, женщин,-свою работу, семью и искусство». По народной поговорке — Он построил дом. Вырастил сына (и не одного, да еще и дочь) и посадил дерево (я думаю, что он построил столько городов, что они могут пойти в зачет хотя бы за одного зеленого друга).
А сейчас самое время представить вслед за отцом и сына. Юрий Федорович Дюженко родился в Туапсе в 1925 году (мы уже упоминали этот город). Об его маме необходимо сказать что это была женщина необыкновенной красоты. Федор Николаевич не побоялся спасти от расстрела молодую вдову белогвардейского офицера и ее родителей, а ведь они принадлежали к элите дореволюционного общества России. Мало того что он спас молодую женщину, так еще и женился на ней и увез с собой в Ленинград. Но в голодном 25-м году был вынужден отправить ее рожать первенца к родственникам на юг, где жизнь была немного полегче. И будущая мама одна, беременная проехала от Ленинграда до Черноморского побережья через всю голодающую Россию. Наверное, именно благодаря бесстрашию матери в Юрии Дюженко сформировались твердость духа и целеустремленность, присущие его характеру. Так же как и полное пренебрежение к благам и удобствам комфортного жития — бытия.
Как уже говорилось, о жизненном пути Юрия Федоровича Дюженко написано предостаточно. Я только коротко, своеобразным пунктиром, обозначу основные вехи пути, по которому проходит жизнь этого человека. Когда он родился, годы были лихие и тяжкие. Даже то, что он выжил в самом начале жизни, это уже подвиг, но подвиг его матери Надежды Федоровны. Судьба готовила молодому человеку еще множество испытаний, преодолевая которые он совершал уже собственные подвиги. До войны Юрий жил и учился в Ленинграде. Конечно, как и у всех, кто родился в 20-е годы, в его биографии была война, были бои, были ранения. Он воевал в пехоте, был сержантом, служил в батальоне противотанковых орудий. Что это значит — посмотрите хронику войны. Особенно обратите внимание на те кадры, когда на вас надвигается махина немецкого «тигра», тогда все станет понятным. Судьба второй раз взяла Юрия под свое крылышко и вывела живым из этой страшной мясорубки. Это уже личный подвиг самого Юрия Дюженко.
После войны — продолжение учебы в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Участие во многих выставках. Преподавательская деятельность, защита кандидатской диссертации по искусствоведению. Вполне заслуженная награда — Заслуженный работник культуры РСФСР. Член СХ РСФСР с 1961 года. В настоящее время Юрий Фёдорович Дюженко является председателем комиссии художников — участников ВОВ МОСХ РСФСР, а также председателем общественного объединения «Ноосфера Радонеж».
Тезис, плохой или хороший художник Юрий Федорович Дюженко, не обсуждается. Он, однозначно, яркая и самобытная личность на небосклоне российского искусства. Его великолепные пастели поражают вовсе не пастозными живописными элементами, а резкой, яркой линией, изломанной на плоскости рисунка, как судьба России в XX веке. Подобного подхода к работам в этой сложной и капризной технике я ни у кого не встречал ранее. Это даже довольно странно, так как в жизни Юрий Федорович очень уравновешен и, на первый взгляд, имеет весьма мягкий и тихий характер. Но когда поближе познакомишься с этим человеком, то начинаешь замечать, что тихим и покладистым он бывает только в тех случаях, когда речь идет исключительно о нем самом и о его личной жизни. Что бы судьба не готовила в этой плоскости для него, он всегда это воспринимает как данность свыше — безропотно и с достоинством. Но когда речь заходит об общественных интересах или обсуждаются вопросы бытия и философии, то в нем просыпается боец, подобный тому молодому солдату, который выходил на бой один на один со стальными монстрами в годы войны.
Я так думаю, что именно этот боец водит рукой Дюженко, а которой он держит пастельный мелок, прикасаясь нервными тревожными движениями к плоскости грубой бумаги. И на ней рождаются образы. Это может быть образ цветка, либо образ природы, а то и ангел, несущий ветвь мира. Образ подобного ангела, просвечивающий сквозь рисунок города на Неве или просто несущийся в облаках над российскими пространствами, является постоянной компонентой в произведениях художника. Он не обозначен конкретно лично, подобно круглолицему купидону согласно присущей ему бестелесности, имеет только расплывчатый контур чего-то нежного и благоухающего, воспаряющего к небесам. Этот образ созвучен внутренним убеждениям Юрия Федоровича Дюженко — философа по натуре и художника по таланту и призванию.
Калмыков О.П. |