01.12.2012г. Художники «Белютинской студии»: Белютин Элий, Сапожников Михаил, Бодрова Генриэтта, Корчёмкин Лев, Шестаков Адольф, Коваленко Иван. Выставка «50-лет. Манеж. Хрущёв. Белютин».

Опубликовано: 2 Декабря 2012

Выставка

«50-лет. Манеж. Хрущёв. Белютин»

В рамках проекта «Живописный образ России»

В галерее «Союз Творчество» с 1 по 30 декабря 2012  проходит выставка «50-лет. Манеж. Хрущёв. Белютин».
Экспоненты-художники творческой студии  экспериментальной живописи и графики под руководством Элия Белютина:
Белютин Элий,
Сапожников Михаил,
Бодрова Генриэтта,
Корчёмкин Лев,
Шестаков Адольф,
Коваленко Иван
В 1962 году этому знаковому событию сопутствовала юбилейная выставка, посвященная 30-летию МОСХа. Отдельной мини-выставкой тогда же были представлены работы художников авангардистов. Вполне рядовое, по тем временам, мероприятие, вошло в историю культуры СССР крайне негативным отношением к ней Никиты Сергеевича Хрущева. Политическая элита того времени отреагировала на творческий поиск современных художников абсолютно адекватно учению марксизма-ленинизма. Но, для нашей сегодняшней акции “белютинско-хрущёвское” противодействие это только информационный повод представить творчество великолепных живописцев, которые в той или иной степени являлись участниками тех событий.
Художники: Элий Белютин, Михаил Сапожников и Генриэтта Бодрова принимали непосредственное участие в Манежной выставке 1962 года, другие представленные нами мастера: Лев Корчёмкин, Иван Коваленко, Адольф Шестаков в Манеже не выставлялись, но в деятельности студии принимали непосредственное участие. Для большинства участников выставка закончилась драматически, ведь абстракционизм, приказано было разгромить как искусство загнивающего капитализма. Позже многие художники покинули студию и предпочли идти дальше самостоятельно, ну а Элий Белютин в Абрамцево организовал свою «Новую реальность».
Теперь спустя годы мы можем с интересом анализировать абстрактное искусство 60-х годов, которое было под запретом в СССР. На выставке  представлены тридцать пять произведений живописи и графики. В основе экспозиции – произведения из собрания галереи «Союз Творчество», работы  Элия Белютина из семьи автора.

   Белютин Элий Михайлович (1925-2012). Родился в Москве. Художник и теоретик искусства. Окончил Московский художественный институт имени В.И.Сурикова, где в 1942–1947 учился у А.В.Лентулова, П.В.Кузнецова и Л.А.Бруни. С 1954 года Элий Михайлович руководил «Экспериментальной студией живописи и графики» при горкоме художников книги и графики. Студия арендовала один из залов в Доме учителя на Большой коммунистической для своих занятий. Именно в этом помещении была организована выставка в ноябре 1962 года. На открытии этой выставки присутствовали иностранные журналисты и американское ТВ. Был снят фильм, который через несколько дней показали по западному телевидению, западная пресса много писала об этой выставке. Реакция советских органов была не такой быстрой и художники успели снять и вывезти все картины. Некоторые официальные лица министерства культуры предложили Э. М. Белютину показать картины с этой экспозиции, на открывавшейся через день выставке в Манеже, посвящённой 30-летию Московского отделения Союза художников СССР. Не понимая, что это явная ловушка, художники повесили свои картины на втором этаже Манежа. После посещения биенале 1 декабря 1962 года Н.С.Хрущевым и устроенным им грандиозным скандалом, все картины студии Э. М. Белютина были сняты, а в газете «Правда» была опубликована разгромная  статья.       В основе белютинской системы обучения лежала «теория всеобщей контактности» (одноименная книга вышла в 1991), трактующая искусство как главное средство духовной компенсации в конфликте человека с окружающей средой. Собственное творчество мастера эволюционировало от живописного экспрессионизма ко всё большей абстракции, полностью отвлечённой от предметности в поздних «картинах-модулях». Работы находятся в собраниях: Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музе, Центр Жоржа Помпиду.

   Сапожников Михаил Тимофеевич (1919-2007). Родился в Новокузнецке. Окончил Омское художественное училище. Воевал, был ранен в 1942году. Списан по ранению с военной службы. Окончил ВГИК в Москве. Живописец и график.. С 1942 по 1945гг работал преподавателем черчения в ремесленном училище г.Кузнецк. С 1958 принимал участие в деятельности студии Э.Белютина. Участник Белютинской выставки «Нонконформистов» в Манеже в 1962 году. В 1960 году принят в члены Союза журналистов СССР. Работал в Издательстве книжной графики художником. Преподавал в детской художественной школе (1969). Известен рисунками и офортами, посвященных художественным промыслам Палеха, Хохломы, Дулёва, графикой на тему строительства социализма. Работы художника находятся в музеях и частных коллекциях в России и за рубежом.

   Бодрова Генриэтта Тихоновна (1927-2008). Родилась в г.Брянске. Член Союза художников СССР с 1974 года. Окончила ВГИК по специальности художник- постановщик фильма (1953г.). График, иллюстратор. С 1958 принимала участие в деятельности студии Э.Белютина. Участник Белютинской выставки «Нонконформистов» в Манеже в 1962 году.  Известна работами на тему «Птичий рынок», рисунками и офортами, посвященных художественным промыслам Палеха, Хохломы, Дулёва, графикой по мотивам народных пословиц в технике лубка. Работы художницы находятся в музеях и частных собраниях в России и за рубежом.

   Корчемкин Лев Николаевич (1912-2001). Родился в Нижнем Новгороде. График, иллюстратор отечественной и зарубежной литературы, мастер кино и политплаката. Окончил школу Эстетического воспитания Натальи Сац, Архитектурный техникум, институт Повышения квалификации художников, под руководством Бакшеева и Крамаренко (1933-1937), Московский институт изобразительных искусств (им. В.И.Сурикова), (1937-1941), затем война, служба в армии, демобилизация и окончание МГХИ им. В.И.Сурикова в 1948г. (учителя: С.В.Герасимов, А.А.Осмеркин, Н.И.Максимова. Член Союза художников СССР с 1948 года.  Лев Николаевич участвовал в работе школы Белютина после 1964 года, когда была создана группа “Новая реальность” на даче Э.Белютина в Абрамцево. Он продолжил контакты со студией и выставил свои работы в прошедшей на Крымском валу в 1988 году экспозиции “Другое искусство. Москва 1956-1976?, организованной группой Белютинцев.  Известен тематическими графическими сериями, многочисленными листами на темы русских народных сказок, а также как иллюстратор зарубежной и отечественной классики, как активный участник выставок агитационного плаката и кино-плаката. Работы художника находятся в Ярославском, Тульском, Волгоградском музеях, а также в частных собраниях в России и за рубежом.

   Шестаков Адольф Иванович (1926-2012). Родился в Омске. График. Окончил  Полиграфический институт. Член МОСХа. Интерес к современному западному искусству возник вместе с первыми выставками в Москве в конце 1950-х годов. Тогда Шестаков впервые познакомился с произведениями Пикассо и Матисса, которые чрезвычайно заинтересовали его. Увлеченный их живописными экспериментами, он начал рисовать. Принимал активное участие в деятельности творческой студии экспериментальной живописи и графики Элия Белютина (1959-1975).  Это было прогрессивное объединение  молодых художников, которых связывало, в первую очередь, стремление к свободе творчества, желание найти свой путь в искусстве, не ограничиваясь рамками господствующего в ту пору соцреализма.  Адольф Шестаков неоднократно участвовал в выставках студии Э. Белютина. Член МОСХа (1957). Работал в издательствах по оформлению печатной продукции. Работы художника находятся в частных собраниях России и за рубежом.

   Коваленко Иван Леонтьевич (1919-2002). Родился  в деревне Пальмира, Полтавской области, в семье крестьянина. Художник, график-плакатист. Почетный кинематографист России.  1939-1945 гг. служил в Советской Армии. Войну встретил в Минске. Воевал на Белорусском фронте, под Москвой и Ленинградом. В 1941 году сержант Иван Коваленко готовил связистов, при штабе маршала Жукова. Маршал лично наградил Ивана Леонтьевича именными часами. Имеет награды орден отечественной войны 2-й степени, медали: «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За взятие Кинесберга».  1945 году переехал в Москву. Специального профессионального образования не имеет. 1950-е начало работы в области кинорекламы в «Рекламфильме», затем в кинотеатре «Октябрь». Преподавал на курсах повышения квалификации художников кино-плаката.  С 1956 член Союза художников СССР. Основатель и бессменный руководитель единственной в стране школы «Кино-плаката».  1960-е — 1990-е   руководит курсами художников для кинотеатров Москвы.  1960-е годы посещал творческую Студию экспериментальной живописи и графики Элия Белютина. Работы имеются в Москве — в Российской государственной библиотеке, в Музее кино (Россия), в Музее киноискусства США и в коллекции администрации Белого Дома, Вашингтон, а также в частных собраниях Италии, Швеции.


Белютин Э.М. Амфитрита. Рынок. Львов. 1960. Бумага, фломастер 42х31


Белютин Э.М. г.Жолкев.  Собор. 1960. Бумага, фломастер 42х31


Белютин Э.М.  Толпа. 1960. Бумага, фломастер 41,5х29,5


Белютин Э.М. г. Жолкев. Башня Василия Шуйского. 1960. Бумага, фломастер 42х31


Сапожников- М.Т. Казань. 1961. Картон, темпера 50х79,5


Сапожников М.Т. На пароходе. 1975. Бумага, гуашь 28,5х40,5


Сапожников М.Т. Женщина в красном. 1958. Бумага, темпера70,2х40,5


Бодрова Г.Т. Гармонь. 1959. Бумага, цв.карандаш, фл. 40,5х58


Бодрова Г.Т. Загорск. 1962. Картон, темпера 51х74


Бодрова- Г.Т. Сплетницы. 1968. Офорт 23,5х25,5


Корчёмки Л.Н.  Ночи Кабирии (студия Э.Белютина). 1961. Бумага, гуашь 42,5х59,5


Корчёмкин Л.Н. Ноктюрн. 1962. Картон, темпера 51,5х73


Корчёмкин Л.Н  Грустная девушка в шубке (студия Э.Белютина). 1964. Бумага, сангина, карандаш 59,5х41,5


Шестаков А.И. Весенняя прогулка. 1998. Картон, масло 50х35


Шестаков А.И. Курящий трубку. 1984. Картон, масло 48х42


Шестаков А.И. Увертюра. 1986. холст, картон, масло 50х35


Коваленко И.Л.  Жития Русского Севера. 2001. Холст, темпера, тушь 72х59


Коваленко И.Л.  Вечер на Енисее. 1998. Холст, темпера 60х80


Коваленко И.Л.  Поморье. 1999. Холст, смешанная техника 23х30,7