10.01.2013г. Художник Лосев Сергей

Опубликовано: 10 Января 2013

 Лосев Сергей

 Персональная выставка «Послесловие«

Сергей Сергеевич Лосев.  (1961-2008).

Галерея «Союз Творчество» открыла для себя в 2008 году удивительно одарённого и светлого художника Сергея Сергеевича Лосева.
После трехлетнего перерыва мы рады вновь  продемонстрировать творчество московского художника, работающего в стиле импрессионизма.
Он был и художником,  и литератором, и  переводчиком, и  историком ,и  филологом.  
Л
осев Сергей Сергеевич в 1983 году окончил филологический факультет Московского государственного университета, в 1986 году – аспирантуру Ленинградского государственного университета.
Кандидат филологических наук. С 1986 по 2008 год он работал старшим научным сотрудником в Государственном Литературном музее.
Сергей Лосев занимался литературными переводами (стихи и проза ХVIII-ХIХвв.) с английского, испанского, французского языков (в т.ч. перевел ряд книг Дж. Даррела о природе, книгу Кейта Манн об Анне Павловой, книги Анри Труайя “Пушкин”, “Николай II”, книгу о немецкой кинематографистке Лени Рифеншталь “Триумф и воля”). Он также был автором многих статей “Онегинской энциклопедии” (2004).
С 1997 по 2000 год Сергей Лосев работал корреспондентом парижской газеты “Русская мысль”.
С 1993 по 2007 год художником было написано более двухсот живописных картин в стиле импрессионизма.
Художник создал ряд серий на любимые ему темы: портреты известных людей, красивые женские образы, пейзажи, в которых предстают романтическая природа, удивительные города и храмы.
Но самой любимой для него всегда оставалась тема балета. Она захватила С.С. Лосева еще в 1978 году, при посещении Большого театра, а с начала 1990-х стала ведущей в его творчестве. В живописи он пытался передать удивительную пластичность фигур и ритмику движений людей балета. Красоту танца он переводил в многокрасочную живопись. Изображая бесконечные балетные образы, художник проживал в них вместе с артистами воображаемую гармоническую жизнь.
Работы С.С. Лосева демонстрировались на выставках:
*в Государственном мемориальном музее А.Н. Скрябина в Москве (2007),
*в Боровской картинной галерея две персональные выставки: «Тебя, как первую любовь» (2007),
*в Клубе-галерее «Крылатский орнамент» в Москве, выставка «Балетная сюита» (2008) из собрания «Союз Творчество»,
*в галерее «Союз Творчество выставка «Полёт» (2009),
*в Красноармейской картинной галерее выставка «С мечтой о балете» (2011) из собрания «Союз Творчество».
Работы С.С. Лосева хранятся: в Боровской картинной галерее; в Красноармейской  картинной галерее, в Юрьев-Польском историко-архитектурном и художественном музее; в галерее «Союз Творчество» в Москве. Ряд картин попал в частные зарубежные собрания.

Чистая молодость. 2005.,  холст,  масло 60х80

 Взлетая над сценой. 1999., холст, масло  70х60

 Бадминтон. 1993.,  холст, масло  50х60

 Разговор. 1998.,  холст,  масло 59,5х45

 Усадьба в цвету. 2000.,  холст, масло 50х60

 Адажио. 1997.,  холст,  масло 60х45

Цирк. 2007.,  холст, масло 70х50

Золотой цвет. 2001.,  холст, масло  60х50

На пляже. 1998.,  холст,  масло 50х60

Конная прогулка. 2000.,  холст,  масло 49,5х60

Песня моря. 1999.,  холст,  масло 80х60

Кармен. Сюита. 1996.,  холст,  масло 80х60

Зелёный Рай. 1997.,  холст,  масло 60х80

     Сергей Сергеевич Лосев. Написал более двухсот небольших картин. Очень любил балет. По профессии – филолог, кандидат наук, 24 года проработал в Государственном Литературном музее, знал пять европейских языков, перевел  на русский целый ряд книг. Умер в 46 лет, загадочно и странно. Заранее знал о своей кончине, и уже года за два до нее беспокоился о судьбе своего наследия.
К этим кратким биографическим сведениям можно добавить еще несколько. Сережа был сыном двух замечательных людей.
Его мать, Светлана Измайловна Ходжаш (1923–2008), караимка по национальности, по профессии египтолог, доктор искусствоведения, всю свою жизнь проработала в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина; издала все лучшее из египетской коллекции.
Отец, Сергей Михайлович Лосев (1900-1980), сын выдающегося русского химика и военного инженера М.Л. Лосева, -капитан 1-го ранга, строитель атомных подводных лодок, награжденный многими правительственными наградами; лауреат Ленинской премии. Сережа, сын немолодых родителей (матери 38, отцу 60), был вундеркиндом: уже в пятилетнем возрасте говорил и писал, как взрослый человек, сочинял стихи, рисовал. С годами он приобретал все новые знания, таланты его расцветали. Но – он был  очень необычен как личность, и – очень одинок. У него не было глубокого взаимопонимания с матерью — она любила древнее и классическое искусство, а на его занятия живописью смотрела, как на блажь; впрочем, они были очень похожи – и внешне, и своей человеческой неординарностью, и любовью к животным, и большой, без лишних слов,  добротой. Они и в иной мир ушли почти одновременно, в один год – она вслед за ним. У Сережи не было близких друзей, любимых женщин. Было только любимое искусство. Большую его часть занимают сцены балета. Балерины, балерины, балерины… Изредка с партнерами. Иногда он писал их по многу раз, слегка варьируя позы, движения, ритмику. Иногда картины получали название, иногда оставались анонимными. Так, как Сергей знал балет, его знают немногие. Говорят, что он был лично знаком со многими выдающимися танцовщицами, что многие даже позировали ему. Может быть. Но это не важно; портретность исполнителей для него не имеет значения, более того – она чужда его поэтике.  Ведь что такое танец? Это не бессмысленное вращение рук и ног, нелепые скачки с места на место, прыжки вверх или приседания. Это отражение образа мира и всей человеческой жизни, своего рода философия бытия. Танец возник на заре человечества, и еще в греческих мифах мы много слышим о нем: воинственные юноши-куреты плясали вокруг новорожденного бога Зевса, чтобы заглушить детский плач – иначе его погубил бы отец Кронос, стремившийся уничтожить ребенка, чтобы не позволить ему впоследствии ниспровергнуть отцовский трон. Юноши со щитами, бряцая оружием, в день рождения богини Афины  танцуют особый «Огненный» танец – Пиррихию. Пляшут и вокруг новорожденного римского бога войны Марса. Танцуют боги, танцуют богини, танцует природа, потому что в танце раскрывается сила ее  жизнеспособности.
Балетные сцены С. С. Лосева разные, и разного качества. Менее удачными представляются те, где балерины застывают анфас, как в любимой самим автором «Майе». Более интересны другие, что показывают танец в процессе. Здесь разворачивается настоящая феерия движений. Они совершаются в узкой пространственной зоне, следующей за передней картинной плоскостью. Нет глубоких, уходящих вдаль перспектив, нет и «обратных» эффектов. Все строится вроде реалистически, но на деле это не взятый из жизни «натурный образ», а композиция, умело сочиненная знатоком. Иногда сцены варьируются по многу раз, и часто балерины предстают со спины, что характерно для автора: не нужно разглядывать лица — нужно сосредоточиться на магической власти движений. Ритмический строй танца передан превосходно, и кружево сцепленных рук и ног превращается в некий таинственный механизм, который позволяет понять, чем живет этот мир. Прерывистое дыхание, частое биение сердца, колотящийся пульс – ведь танец  это сложнейшая, филигранная работа, не допускающая осечек: тогда — упадешь, тогда — смерть, и разрушится все созидаемое.
Глядя на балетные сцены С. С. Лосева, не надо искать сходства с Э. Дега. У великого французского мастера – свой балет, свои балерины, свой мир гармонии. Наш автор, при всей любви к импрессионизму, очевидной в его картинах, — совсем иной. Не стоит и сопоставлять масштабы дарований – мы еще не знаем критериев, в соответствии с которыми нужно судить творения Сергея. Но очевидно, что он любит фрагментировать, отсекать ему ненужное, останавливаясь на том, что одухотворяет. Он любит балет за его красоту, ослепительно-яркую праздничность и – проходящесть. Когда кончается праздник, принцесса превращается в Золушку, а ее великолепная колесница в тыкву, влекомую мышами. Но пока он длится, он позволяет и другим пережить свой высший духовный взлет.
Много таких взлетов пережил художник, чтобы донести их до нас. Они прекрасны и ярки, облачены в особую форму. Колорит его картин жизнерадостен, светел и нежен. Розовые, голубые, зеленые, желтые, сиреневые цвета, сливаясь в одно большое радужное пятно, представляют какую-то волшебную, невероятно счастливую жизнь, которой нет на земле.
Жизнь в розовом цвете.

Людмила Акимова,
ведущий научный сотрудник  ГМИИ им. А.С.Пушкина,
доктор искусствоведения,
профессор.

Выставка открыта до 28.02.2013г.