12.04.2004г. Художники Акиндинов Алексей, Мельникова Натта

Опубликовано: 12 Апреля 2004

Алексей Акиндинов
Персональная выставка «Ключи Марии»

Родился: в 1977г., г. Рязань.
Обучался: Закончил детскую художественную школу №1. Окончил Рязанское художественное училище.
Что-то еще:
В 2001 г. вступил в члены Союза художников России.
Выставляется с 1989 г., участник областных, молодежных, всероссийских и групповых выставок:
1999 — «Россия — 9», Москва, «Манеж».
1999 — «Возрождение», Кострома.
1999 — «Болдинская осень», Москва, ЦДХ.
2000 — «Имени твоему», Москва, ЦДХ.
Картины художника находятся в частных коллекциях России и за рубежом. А также в Московской картинной галерее — «Муртуз», в Рязанском Музее истории молодежного движения, в Рязанском художественном училище им. Вагнера.
В 2001г. был занесен в книгу — «Единый художественный рейтинг России».

В московской галерее «Союз Творчество» (Триумфальная пл., д.1) 12 апреля открылась выставка художника из Рязани Алексея Акиндинова. Об этом чудесном двадцатисемилетнем авторе мы впервые узнали ещё два года назад, получив каллиграфически написанное письмо, с удивительными фотографиями и небольшим буклетом. Нам сразу же захотелось показать эти работы московским ценителям живописи. Композиции, выполненные из бесконечной вязи знаков и символов, по своей стилистике напоминают арабский ковёр. Они несут мощный энергетический потенциал тайны. Но глубокая философия этих работ требует определённой подготовки зрителя. Начнём издалека и как бы не о том.
Однажды в Париже великий русский математик Лобачевский выступал перед аудиторией, которая состояла из профессиональных кутюрье. Его пригласили, чтобы прочитать лекцию об наиболее экономных способах раскроя ткани для костюмов. После первой же фразы математика весь (абсолютно весь) зал встал и вышел вон, а сказал он всего на всего: «Для начала представим человеческую фигуру в форме шара». Это к вопросу понимания твоих идей современниками.
Далее ещё интереснее. В V веке до нашей эры один мудрейший грек по имени Аристокл, сын Аристона, по прозванию «Широкий» нашёл особый надкосмический мир и назвал его миром идей. Вечных и неподвижных в своей высшей красоте. Создав из него сферу, поместил туда разум человека. Этот философ известен нам под именем Платон (греч. platys-широкий). Идея (так же по — гречески) означает «нечто видимое». Элины всегда считали, что теория это то, что можно осмыслить глазами. Они не отделяли такие понятия как созерцание и умозрение. Вот здесь, мы подходим к пониманию смысла работ художника Алексея Акиндинова — почему его полотна расцвечены арабесками узоров и загадочных символов, переплетающихся с реальным изображением в мистическом временном симбиозе, при этом не деформируя уродливо этот вполне прекрасный, физически ощущаемый реальный мир (как это делал Дали).
Ноосфера Вернадского или сфера личных интересов — так или иначе, всё, что нас окружает, и всё о чём мы помышляем, всегда укладывается в определённые сферические понятия. Весь сыр- бор не в том, что первично, а что вторично. В конце концов, с этой нерешенной дилеммой мы вполне мирно сосуществуем не одно тысячелетие. Краеугольный вопрос нашего бытия — что указать в центре. В центре того сферического образа и культового служения, куда мы всегда помещали себя (как личность или как физическое тело), свою семью, свой народ, страну, мир, Бога и.т.д. по всему спектру человеческих понятий и ощущений.
Как говорит Библия: (первое послание Иоанна 5.19.) «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле».
Вместе, со Всевышним мы разместились в центре бытия и взираем голубым глазом на твердь небесную, манифестирующую человечеству своими парадигмами законы мировой гармонии. Вполне естественно предположить, что она существует объективно и помимо нас. Но, в своём слепом движении навстречу этим проявлениям или расширяясь в пространстве, мы имеем весьма большой шанс, натолкнуться в прямом и переносном смысле на непонимание наших духовных и телесных переживаний материальным миром, если не сможем расшифровать эти божественные руны. В большинстве случаев именно подобные ситуации приносят нам в душу непереносимые страдания и ощущения Вселенского зла.
Эти знаки гармонии ещё Сергей Есенин называл «ключами Марии». Узорами Божьей Матери. «Люди должны научиться читать забытые ими знаки… Они должны постичь, что предки их не простыми завитками дали нам фиту и ижицу, они дали их нам, как знаки открывающейся книги, в книге нашей души». Говорил поэт.
Как любой язык, язык живописных символов и узоров, пронизывающий всю историю человеческой культуры — это смысловая система. В ХХ веке наш великий мыслитель Алексей Фёдорович Лосев отметил: «Система любого языка — специфическая система миропонимания.
Ещё хотелось бы добавить, что в истории живописи уже возникали подобные попытки совместить знаковую, символически узорчатую систему координат с реальным изображением на плоскости картины. Это было в эпоху итальянского возрождения, в эпоху Леонарда Да Винчи и Рафаэля. Учитывая, что мир развивается несмотря ни на что по спирали, мы вправе от современной истории ожидать рождения великих людей и столько же безумных идей. Но только притом, если научимся душою читать знаки Вселенной, рождающиеся на полотнах наших современников, ведущих свой поиск истины в глубинах человеческой истории и своей души.

Олег Калмыков

«Открытие». 2001. х.м., 63,5х57,5


Натта Мельникова
Персональная выставка «Акварель»

Родилась: в 1926г., г. Москва.
Обучалась: Окончила Московский Архитектурный институт и Аспирантуру Московского Высшего Художественного училища (б. Строгановское).
Что-то еще:
С 1955 г. — член Союза архитекторов СССР.
С 1977 г. — член Союза художников СССР.
С 1961 г. — участник всесоюзных и московских выставок.
Акварелью начала заниматься с 1947 г.
Училась у Ревякина П.П., Платова Ф.Ф., Тейса Е.С.
Работы художницы находятся в Доме советской науки и культуры в Индии, Монголии, посольстве Кувейта, в театрах городов Уфы, Махачкалы, Мурманска, Петрозаводска и в концертном зале Российской Академии им. Гнесиных.

Акварель — это не обозначение техники живописи представленной на очередной выставке в галерее «Союз Творчество». Это состояние души художницы и архитектора Натты Мельниковой. В своё время французский искусствовед Франсуа Долт сказал — «… она своего рода исповедь, признание». Естественно он имел ввиду «аquа» живопись. «Она позволяет проникнуть в интимный мир художника».
На первый взгляд её работы можно определить как гуашь. Так плотна и не прозрачна практически вся палитра Натты Владимировны. До некоторой степени они даже аппликативны. Геометрия рисунка угловата и обнадёживающе агрессивна. Подобный заряд мужской энергии связан, скорее всего, с профессиональной деятельностью, которой Мельникова посвятила годы своей жизни, как архитектор, педагог, художник. Её гобеленами оформлены многие Дома культуры, гостиницы, театры, концертные залы. Но это разговор особый. В сочетании с горячими оттенками увядающей или наоборот просыпающейся природы эти тенденции в её листах приобретают степень творческого манифеста. При этом образ каждого рисунка, идея абсолютного большинства композиций, на которые упал пристальный взгляд художницы, объективно несут в себе заряд нежности и сочувствия человеческому существу или явлению природы. Великолепное сочетание и проявление в одной личности энергий «Ян» и «Инь». Только подобный симбиоз и определяет гармонию внутреннего и внешнего образа творческой личности.
Неудивительно, что жизнь этой женщины протекает ярко и насыщенно. Акварелью она начала работать ещё в 1947 году, а в 1951 году окончила МАРХИ. С 1955 года — член союза архитекторов СССР. С 1977 года — член союза художников СССР. Тридцать лет преподавала в институте «графа Строганова» (как приятно уху нынче это словосочетание). Активна и энергична она всегда и всюду, при этом тактична и скромна.
Как-то в разговоре, мы затронули вопрос, а откуда корни Вашего искусства? Натта Владимировна задумалась, затем сказала — «…у меня было три бабушки. Каждая из них, не сговариваясь, советовала мне стать художником. И сейчас, когда я берусь за рисунок и акварель, то вспоминаю их и думаю, что они были бы довольны, так как я выполнила их волю и стала почти художником» — это «почти» говорит очень о многом.

Ираида Маклакова

«Монастырь». 1995. акварель, 80х60

Выставка будет открыта до 30.04.2004г.