21.08.2016г. Художник Коваленко Иван Леонтьевич. Выставка «Альбом на память». «Национальный парк «Кенозерский», музей «В Начале было Слово»
В конференц-зале музея «В Начале было Слово» открылась выставка, на которой представлены работы живописца, графика, фотохудожника, почетного кинематографиста России, философа и поэта Ивана Коваленко (1919-2002 гг.). В картинах и фотоработах из собрания галереи «Союз Творчество» (г. Москва) и семейного архива Н.В. Калитиной (д. Усть-Поча) отражена жизнь Кенозерья в 70-е годы XX века.
Знаменательно, что открытие выставки состоялось 21 августа 2016 года, в день торжественного открытия открытие единственного в России музея эпического наследия«В Начале было Слово» в Плесецком секторе Национального парка «Кенозерский».
Иван Леонтьевич Коваленко
Персональная выставка «Альбом на память»
В рамках проекта «Живописный образ России»
Выставка, на которой представлено более тридцати живописных работ, из собрания галереи «Союз Творчество», выполненных с 1959 по 2001 гг., организована в рамках проекта «Живописный образ России».
Иван Леонтьевич Коваленко создавал удивительные альбомы с фотографиями, рисунками, офортами и рассказами о своей жизни. Эти альбомы он дарил своим друзьям. Один альбом он подарил семье Калитиных из Кенозерья Архангельской области, а один нам – галерее «Союз Творчество».
В жизни Ивана Леонтьевича был Русский Север. В начале 1970-х годов, в первый приезд художника в Кенозерье, его приютила Александра Степановна Калитина, жительница деревни Усть-Поча. Встреча с ее дочерью – Таисией Павловной Калитиной и мужем Таисии – Никифором Федоровичем Козловым, которые работали в Усть-Поченской запани, обернулась для художника долгой любовью к чудесным простым людям, навсегда запавшим в его душу и память. Более десяти лет Иван Леонтьевич ездил в этот удивительный край, чтобы «слышать тишину благодати, окунуться в озере и испытать ощущение просторов, чувствовать себя своим среди тех душевных людей, которых в городах так мало осталось».
На фотоснимках в альбоме Леонтьевича белые часовенки, девочки-свечечки. В своих фотографиях и рисунках Коваленко и философ, и художник, а ещё и поэт, если судить по лирическим дополнениям к снимкам.
Все вместе его альбомы с рисунками и словесными зарисовками могли бы стать материалом для музея русской души, ведь в них такая страстная, почти фантастическая попытка «продлить мгновенье».
Получается, что Иван Леонтьевич Коваленко один объял своей судьбой и любовью почти всю нашу великую страну, во всяком случае, до Урала. Всё, что было в его жизни, ему до слёз дорого всё: дружба, товарищи, шутки Жукова, невидимые в столице жители Севера – соль земли. Он все помнил…
Эта выставка состоялась благодаря работе коллектива «Национальный парк «Кенозерский» и лично заместителя директора Парка по науке Марины Мелютиной, которая познакомившись с виртуальной выставкой И.Л. Коваленко на сайте галереи «Союз Творчество» договорилась об экспонировании выставки в Кенозерье.
Кенозерский национальный парк выразил благодарность, создателям галереи «Союз Творчество» Олегу Петровичу Калмыкову и Ирине Анатольевне Маклаковой, за передачу в дар трех живописных работ Ивана Леонтьевича Коваленко
ИВАН ЛЕОНТЬЕВИЧ КОВАЛЕНКО (1919-2002 гг.)
Почетный кинематографист России Иван Леонтьевич Коваленко родился в деревне Пальмира Полтавской области (Украина), в семье крестьянина.
С 1939 года Иван Коваленко служил в Советской Армии. Дружба с кино да с красками у Ивана Леонтьевича давняя, ещё с войны. В своих рассказах Иван Коваленко писал:
Я служил в Белоруссии, в пятнадцатом полку. Это Минск. И на мне ещё была обязанность крутить картины. Война началась неожиданно. Утром я показал фильм, помню даже какой – «Ущелье алмазов», а потом мы с шофером повезли его сдать и по дороге услышали войну. У нас был очень тяжелый участок. Позднее я попал в 36–й Краснознаменный полк связи под Москвой. Наша задача была готовить связистов для всех частей армии. Под Обнинском у нас был подземный узел связи. И там, на сухой штукатурке стен я рисовал свои картины, в свободное время – сцены из боевой биографии Кутузова, Суворова рисовал и Богдана Хмельницкого, ведь я с Украины и хорошо знал историю объединения Украины и России. Что было поводом самому Жукову познакомиться со мной как с художником. Когда все стены изрисовал, сверху написал слова: НАШЕ ДЕЛО ПРАВОЕ.
И ещё был в его жизни Север. Иван Леонтьевич ездил на Север каждый год в свой отпуск. Всегда с фотоаппаратом. Суздаль, Ростов Великий, Каргополье, Ладога, Кенозерье Архангельской области. Что потянуло полтавчанина, сына украинского народа, не на запад, а на север страны?
Я искал там свою Украину. На Полтавщине у меня никого не осталось. Поехать туда я не могу, особенно теперь. На Украине слишком много мусора… грязи… такой жуткий национализм. Не могу понять, как люди могут желать самостийной Украины. Мне неудобно, что у меня украинская фамилия. Мои родители – украинцы, разве они могли бы друг друга предать? Отец попал под оккупацию и прятался сутками в траве, чтобы его не увидели деревенские и не выдали, потому что у него два сына на фронте. Какая странная, непонятная ненависть… А немцев хлебом-солью встречали. Да разве можно так? Уму непостижимо, как так можно. В войну много хохлов-предателей было, и вот теперь расцвел национализм. А мне это просто оскорбительно.
И стал я, деревенский парень, искать себе землю и людей, где бы мне было хорошо. И я нашел людей, с которыми было хорошо. И к ним ездил. Они мне пишут письма. А чтобы подольше оставалось ощущение от встреч, что я еще там, с ними, много фотографировал.
В 1945 году Иван Леонтьевич переехал в Москву. Не получив профессионального художественного образования, он овладел мастерством художника самостоятельно и начал работать в области кинорекламы в «Рекламфильме» и в кинотеатре «Октябрь».
Работая в «Рекламфильме», Иван Коваленко создал сотни плакатов-анонсов к художественным фильмам, таким как: «Двое», «Колдунья», «Холодное лето 53-го», «В людях», «Подранки», «Чёрная берёза», «Вдали от Родины», «Ярославль Мудрый», «Рыжик», «Гусарская баллада», «Иваново детство», «Золотая юрта», «Жестокий романс», «Вечера на хуторе близ Диканки», «Тарас Шевченко», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Поезд вне расписания», «Большие надежды», «Дикая собака Динго», «Живые герои», «Без имени, бедные, но прекрасные», «Яцек и его президент», «Мой дядя Хасинто», «Жервеза», «Столь долгое отсутствие», «Встреча на переправе», «Страницы былого», «Жизнь без счастья» и другие.
Никому не приходило в голову, что эти шесть огромных щитов по частям, не видя их собранными, расписывал один художник. Этот удивительно скромный человек не любил распространяться, что был знаком с Солженицыным и работал с Андреем Тарковским.
Стать членом Союза художников Иван Леонтьевич никогда бы не решился, и стал им помимо своей воли – настолько застенчив он был. Друзья Коваленко собрали его многочисленные зарисовки, эскизы и отнесли тогдашнему секретарю Правления Союза Художников – С.Герасимову. Практически без обсуждения вопрос о членстве был решен. И с 1956 года И.Л. Коваленко становится членом плакатной секции Союза художников СССР.
С начала 1960-х годов в мастерских кинотеатра «Октябрь», что на Калининском проспекте в столице, Иван Коваленко преподавал на курсах повышения квалификации художников — киноплаката рекламное дело. По существу, это были первые и единственные курсы в Союзе по такой специальности. Он вырастил не один десяток художников-плакатистов. В его профессии художественного оформителя есть нечто загадочное самоотрешенное. Между прочим, плакаты к знаменитому «Ивану Грозному» для кинотеатра «Октябрь» рисовал именно он. С них печатали миллионы бумажных афишек и рассылали по всей стране, чуть ли не в каждую деревню. В «Октябре» он проработал лет сорок, если не больше. Помнил все советские фильмы. Это ему обязаны своей популярностью десятки звезд советского кино. Позже, он говорил, что искусство настоящего плаката уходит в прошлое.
Этот удивительно талантливый человек всю жизнь учился и интересовался всем новым в искусстве. В 1960-е годы он посещал вновь созданную Творческую студию экспериментальной живописи и графики Элия Белютина. Этого художника многие знают в России не только как основателя школы кинорекламы и классика киноафиши, а как талантливейшего живописца, приоткрывающего тончайшие грани своей души. Также его как художника ценят и за рубежом, где в 1998 году с успехом прошла его выставка в штаб-квартире Организации Американских Государств (ОАГ) в Вашингтоне, в рамках «Дней России» в ОАГ, а в 2003 году была выставка в здании Совета Федерации России, организованная галереей «Союз Творчество».
Работы художника хранятся в Москве – в Российской государственной библиотеке, коллекция кино-плакатов 50-80-х годов в Музее кино, в Музее киноискусства США (штат Флорида), в коллекции администрации Белого Дома (Вашингтон), в Ивановском областном художественном музее, Костромском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, Угличском государственном историко-архитектурном и художественном музее, в Юрьев-Польском историко-архитектурном и художественном музее, Национальном парке «Кенозерский», картинной галерее г.Красноармейска (Московская область), галерее «Союз Творчество» (Москва).
И.А.Маклакова.
Выставка будет открыта до 1 марта 2017 года .