11.07.2005г. Художники Варшамов Рубен, Рязанов Борис

Опубликовано: 11 Июля 2005

Рубен Варшамов
Персональная выставка «Миры Рубена Варшамова»

Родился: 1936-2000гг., г. Москва
Обучался:
Окончил Суворовское училище в г. Саратове. Также училище Верховного Совета РСФСР. Служил 2 года в чине лейтенанта в Таманской дивизии.
В 1961 г. окончил Московский Полиграфический институт.
Что-то еще:
Проилюстрировал и оформил более 50-ти книг в издательствах «Детская литература», «Малыш», «Радуга», «Росмэн», «Карандаш» и др.
Персональные выставки художника проходили в Париже и в Москве.
С 1977 г. был главным редактором детского юмористического журнала «Веселые картинки».

В галерее «Союз Творчество» уникальная выставка. Впервые за много лет мы выставляем работы уже ушедшего от нас художника, подаренные его вдовой частично в нашу коллекцию, частично в собрание подмосковной галереи города Красноармейска. Уже это соединение усилий частного и государственного учреждений Культуры имеет символическое значение. Тем более, что основа экспозиции, это творчество великолепного мастера Рубена Варшамова — десять живописных работ и десять листов графики.
Рубен Артёмович родился в 1936 году на Чистых прудах в Москве. Типичная биография военного подростка. Отец погиб, мать все силы отдала на воспитание сына. Суворовское училище, затем военное училище и …невероятно, но — демобилизация! Совершил поступок, по тем временам, фантастический. Бросил военную карьеру ради занятий искусством. Личность. По подобному факту можно определить степень неординарности характера этого человека. В 1961 году окончил Московский полиграфический институт. Работал в различных журналах и издательствах, а с 1977 года являлся бессменным главным редактором детского юмористического журнала. Работая в книжной графики оформил и проиллюстрировал более тридцати книг в издательствах «Детская литература», «Малыш», «Радуга», «Росмэн», «Карандаш» .Создал несколько сюрреалистических циклов в живописи, офортах и литографии по мотивам классических произведений многих российских и зарубежных авторов.
В семейном кругу Варшамовых словосочетание «Весёлые картинки» укоренилось, как имя нарицательное. Не говорилось: «Служба, работа, журнал, редакция, коллектив». — Просто — «Весёлые картинки». Этим понятием охватывался весь спектр человеческих, творческих и социальных явлений их жизни.
Вторым фактором бытия художника являлся спорт. Сила, энергия, дружба, море, паруса. И всё это на высочайшем уровне с полной отдачей сил. Он был неоднократным участником больших и малых регат. Частенько случалось принимать поздравления в ранге не только призёра, но и чемпиона. Просто Капитан Грей.
Замыкает триаду векторов — Семья. К великому сожалению не было продолжателя рода. Но была любовь, полное взаимопонимание и Дом, где всегда были рады родным и друзьям. Кому требовалась поддержка — она всегда гарантировалась. С кем дружили — уже навсегда. «Никогда Рубен не был начальником, всегда только другом». Это слова его жены — Галины Николаевны.
Вот такая разносторонняя личность — художник Рубен Варшамов. Иногда окружающим это бывало трудно охватить, как единое явление.
«Вообще говоря, любая многогранная личность предполагает разрастание вширь, а не вглубь и это настораживает — не слишком ли растекается автор и кистью и мыслью по древу» — цитата из статьи одного из друзей — «Импровизация на тему Рубен Варшамов». Лично мне кажется, что этот посыл неверен. Разрастание личности вширь происходит только после пристального взгляда в себя; проникновения в духовные законы формирования собственной личности и структуру своего характера. И, как следствие, в результате этого исследования, возможно гармоничное развитие вширь. Иначе процесс, с всё увеличивающейся скоростью, будет уподобляться образу неконтролируемой взрывной реакции. Друзья всегда отмечали — Рубен Варшамов: «…чётко чувствовал меру своей значимости и никогда не переходил за её пределы». Что тут сказать? Художник имел глубокое чувство такта и всегда берёг самолюбие друзей, не перенапрягая их Эго наблюдением открытых глубин собственной души. Редчайший дар — умение дружить с единицами и ладить со множеством.
Прекрасный книжный иллюстратор Варшамов поднимался по ступеням мастерства и успеха от редких заказов на оформление фантастики и научно популярных книг до работы в издательствах «Детская Энциклопедия» и «Детская литература», где подготовил серии рисунков о животном мире и палеонтологические реконструкции. Увлечение животным миром, в купе с вольным ветром на белоснежных парусах, определили любовь художника к изображению необыкновенной подводной жизни. Множество его рисунков, гравюр и акварелей посвящены таинственным обитателям морских глубин.
Стилевые приоритеты его творчества в основном формировались на идеях западного гуманизма — Вийона, В.Шекспира, Э.Хемингуэя, М.Сервантеса и т.д. Но, в свою очередь, эстетика Запада формировалась на основе этики Христианства. В Советские времена нашему художнику было весьма трудно прикоснуться к истинам духовного постижения. В абсолютном большинстве мы не имели доступа к теологическому образованию. Только этим можно объяснить возникновение некоторых оригинальных образов в работах Варшамова, близких по тематике к сокровенному знанию, но имеющих совершенно особенную знаковую систему. Его творческая энергия проникала в толщу собственного подсознания до глубин этических начал. Но так как многослойный груз цивилизационных напластований искажает первообразы постижения до состояния сновидения, возникает ощущение абсурдности не только собственных видений, но и всего окружающего мира. (На мой взгляд, наше время, именно по этой причине, подняло на щит творчество Дали и Пикассо). Поэтому у меня нет уверенности, что Рубен Артёмович так уж досконально вчитывался в священное писание, работая над своими картинами. Например, «Саломея». Здесь ясно прочитывается библейский сюжет, но в то же время совершенно отчетливо понимаешь, что художник более внимательно знакомился с либретто одноимённой оперы Хедвига Лахмана (музыка Штрауса). Иначе бы не возводил эротический музыкальный образ этих авторов в божественную сущность библейской истины.
Варшамов был одним из первых художников обозначивших образный ряд нового течения в современном искусстве. Оно известно под несколько неопределённым названием — «Фигуративный авангард». Совсем не случайно его друзьями были Соостер, Кабаков, Пивоваров, Гороховский (кстати, учителем Рубена Артёмовича был Элий Белютин) и еще многие художники, называемые ныне нонконформистами.
Сам Варшамов в классики этого движения не выбился — имел неосторожность остаться в России. Хорошо это или плохо, не нам судить. Он работал в контексте режима и времени. При этом и как человек и как художник никогда не терял своего творческого лица и не изменял собственных мировозренческих позиций, в угоду изменчивым житейским обстоятельствам. Не чувствуя особого дискомфорта на служебном поприще, внедрял в сознание будущих «молодых строителей коммунизма» образы метафизического откровения, знакомил с идеями философии абсурда и с героями христианских догматических притч. Слава Богу, наши партийные деятели, впрочем как и все мы тогда, ничего в этом не понимали. Просто умел человек без надрыва и честно делать то, что многие вытворяли ради саморекламы и ёрничества. На мой взгляд, именно такие художники, как Варшамов внесли огромный личный вклад в развитие социальных процессов конца ХХ века. Он оказался более весомым, чем деяния некоторых творцов, ныне считающих себя классиками «соцавангарда». Именно Рубен Варшамов на страницах своего журнала воспитывал поколение, не терпящее фальши и двуличия. Под свою ответственность, не боясь последствий, он печатал работы таких авторов, которых и сегодня не всякая редакция приглашает к сотрудничеству.
Ну а мы как раз и приглашаем Вас на эту небольшую по объему, но качественную по содержанию экспозицию.

Искусствовед Олег Калмыков


«Автопортрет. (Мальчик на шаре)».
1968. орг./м., пластилин. 135х59,5

Борис Рязанов 1927-1987
«Выставка памяти»

Родился: 1927-1987 гг., г. Москва
Обучался:
Окончил Высшее Техническое училище им. Баумана.
Учился у художника Танклевского.
Посещал несколько художественных студий, где обучался рисунку и живописи.
Что-то еще:
Живописные работы редко демонстрировалось на выставках. Большинство картин видели только домашние и близкие друзья. Были приглашения вступить в МОСХ, но они отклонялись из опасения потерять свободу и подвергнуться «воспитательным воздействиям» со стороны идеологии социалистического реализма. Но за свободу надо было платить дорогую цену.
Он говорил, что люди с такой интенсивностью жизни до 60 не доживают. Свой 60-летний предел он пережил всего на два месяца.

«Зимний закат». 1980. к./м., 50х80

Выставка открыта до 31.07.2005г.