Бароха Николай Федорович
Бароха Николай Федорович (1926-2016 гг.)
Родился в селе Еремино Называевского района Омской области.
Участвовал в Великой Отечественной войне на 2-м Белорусском фронте, был дважды ранен.
Пулемётчик Н.Ф.Бароха награжден орденом «Отечественной войны II степени», медалью Жукова, памятным знаком «За возрождение казачества», медалями «За победу над Германией», почётным знаком «Герб города» и другими наградами.
После войны обучался в Киевском республиканском художественно-промышленном училище, Московском институте прикладного и декоративного искусства, Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. Мухиной (1956).
Член Союза художников России с 1956 года.
В 1964г. он вступил в Союз художников РСФСР, а уже в 1967 году Николай Бароха — главный художник Волгоградского отделения Художественного фонда РСФСР и главный художник Волжского – первый по счету. В 1971 году Николай Фёдорович принял участие в первой Всесоюзной выставке монументального искусства в Москве.
Николай Федорович внес весомый вклад в строительство и формирование эстетического облика Волжского и других городов, в числе которых Волгоград, Элиста. Николай Бароха – известный в Волгоградской области художник и почетный житель города-спутника, воспитавший не одно поколение художников, скульпторов, дизайнеров. Вклад Барохи в культурное развитие Волжского переоценить невозможно: именно он был инициатором создания городского выставочного зала, принимал активное участие в открытии муниципальной картинной галереи и музея культуры Волжского. Он приложил свои талантливые руки к росписи фойе Дворца труда в Сталинграде, панно на эстакаде Волжской ГЭС, рельефов на торцах некоторых городских зданий, витражей бассейна Центрального стадиона, участвовал в оформлении города Элисты по случаю празднования 350-летия воссоединения Калмыкии и России.
Перечислим только некоторые монументально-декоративные работы Николая Барохи: роспись фойе Дворца труда в Сталинграде (1957), работы в городе Элисте, посвященные празднованию 350-летия воссоединения Калмыкии и России (1958), конкурсный проект «Запуск первого искусственного спутника Земли», выполненный в соавторстве с В. Н. Безруковым (1958), панно на эстакаде Волжской ГЭС, рельефы на торцах зданий в Волжском (1966).
Николай Федорович Бароха владел разнообразными техниками монументального искусства: флорентийская и керамическая мозаика, настенная роспись, монументальная композиция, фреска, рельеф, витраж, чеканка, что позволяет ему выполнить заказ с любым уровнем требований.
Выставки, организованные галереей «Союз Творчество»:
2003г. персональная выставка «Краски рассвета на холстах тумана…» в галерее «Союз Творчество», Триумфальная пл.д.1. (Москва).
2006г. персональная выставка «Волжский металл» в галерее «Союз Творчество».
2009г. выставка «Духовное наследие Победы» из собрания галереи «Союз Творчество», совместно с Московским Союзом художников, Кузнецкий мост, д.11. (Москва).
2012г. персональная выставка «Посвящается 85-летию автора» в галерее «Союз Творчество».
2015г. выставка «Художники войны, художники о войне» в Муромском историко-художественном музее. «Союз Творчество».
2015г. выставка «Художники войны, художники о войне» в Ивановском областном художественном музее. «Союз Творчество».
2015г. выставка «Художники войны, художники о войне» на Творческой даче художников в селе Пречистая гора, Юрьев-Польского района.
Произведения художника находятся в собраниях:
Волгоградском музее изобразительных искусств имени И.И.Машкова,
Ивановском областном художественном музее,
Мурманском областном художественном музее,
Юрьев-Польском историко-архитектурном и художественном музее,
Волжском историко-краеведческом музее,
Картинной галерее г.Волжский (Волгоградская область),
Галерее «Союз Творчество» (Москва).
Биографические сведения об Н.Ф.Бароха, включёны в Альбом «ХУДОЖНИКИ ВОЙНЫ, ХУДОЖНИКИ О ВОЙНЕ». Составитель: Маклакова И.А, директор галереи «Союз Творчество». Москва, 2015 — 128 с. : 129 илл.
В альбоме 129 репродукций произведений живописи и графики 22 художников, среди которых художники-участники ВОВ и авторы младшего поколения. Биографические сведения об авторах помещены в трех разделах: «Фронтовики», «Военное детство», «Послевоенное поколение».
Работы известного Волжского художника-монументалиста Николая Бароха в 2003 году к нам в Москву привезла его дочь художница Ирина. В нашей галерее в 2003 и в 2009 гг. прошли две персональные выставки мастера. В 2009 году, приехав в город Волжский Волгоградской области, мы познакомились с 82-летним художником. Перед нами предстала колоритная личность с белой окладистой бородой, густыми седыми волосами, перехваченными бечевой, какие встарь на Руси носили мастеровые. Человек высоких нравственных помыслов. Русский художник. Мастер.
В 2009 году на Кузнецком мосту наше объединение участвовало в выставке Союза художников России «Духовное наследие Победы». Особым успехом пользовалась мозаичная работа Н.Бароха 1958 года — «Защитник Сталинграда». Как и все талантливые люди, Николай Федорович талантлив во многом. Он, к примеру, не лишен литературных способностей. Его автобиографический очерк «Детство не выбирают» выходит далеко за рамки жанра. Повествование настолько правдиво передает колорит эпохи, и создает настолько яркие образы, что поневоле ощущаешь себя причастным к той далекой жизни.
Николай Фёдорович Бароха родился в селе Ерёмино Называевского района Омской области. Рассказ о трудной, полной драматизма и преодоления жизни художника, мы будем прерывать его воспоминаниями.
Мой отец Фёдор Иванович и мать Агафья Михайловна были батраками. В 1911 году их детьми, во время заселения Сибири, вывезли из Белоруссии в Омскую губернию. Отец, участник Империалистической и Гражданской войн, был командиром пулемётной роты, награждён четырьмя крестами, полный Георгиевский кавалер. Во время НЭПа за сдачу высокосортной пшеницы он получил звание «Красный пахарь», а к 1929-му году он имел на то время все сельскохозяйственные машины. В начале 1930-х годов началось объединение единоличных крестьянских хозяйств в колхозы. Отец не принял навязываемую политику, покинул село, оставив всё нажитое хозяйство, и с семьёй уехал скитаться по Сибири. Работал забойщиком (старателем) в артелях по добыче золота. Продолжительность проживания на одном месте ограничивалась месяцами. Каждое новое место начиналось с постройки временного жилья из дерна с одним окошечком, печкой-буржуйкой, земляным полом, скреплённым коровьим помётом. Жилое помещение всегда состояло из одной каморки с деревянными полатями для детей. В холодное время в доме находился и телёнок. А так как я был младшим, то в мои обязанности входило вовремя под хвост телёнку подставить посуду. Нищета вынуждала меня носить платье моей старшей сестры.
Далее автор рассказывает о том, как в детстве у него появился интерес к рисованию. Углем из печурки маленький Николай разрисовывал стены, за что ему нередко попадало от мамы. Но интерес очень быстро перерос в настоящую страсть и остался с ним на всю жизнь.
Для того, чтобы содержать семью отец работал на износ, иначе семья из восьми человек не смогла бы выжить. Несмотря на все лишения и трудности родители понимали, что дети должны учиться, и отказывали себе во всем, чтобы дать им образование. Нрав старшего Барохи был крут. Под стать ему и у сына характер сформировался прямой и твердый, что не раз помогало ему в трудные годы.
Как и положено деревенскому мальчишке, маленький Николай учился в семилетней сельской школе. Уже в первом классе он принял участие в конкурсе на лучший рисунок, занял второе место и получил подарок. Об этом событии и своем первом творческом успехе художник помнит и поныне, настолько он был для мальчишки важен.
К 1937 году семья жила в Казахстане, на руднике Даниловский, потом был переезд в город Балхаш. Отец работал на железной дороге путеобходчиком и стрелочником.
И вот наступил 1941 год. Война! Но чем она могла быть для тех, кто только-только расстался с детством? Ни больше и не меньше, как игрой в Чапаева. Озабоченность и мрачное настроение взрослых Николаю были не понятны, но очень скоро он поймет разницу между игрой и настоящим кровопролитием…
Окончив седьмой класс, будущий художник освоил специальность слесаря-вагонщика и получил разнарядку в Саратов. До 1943 года под постоянными бомбёжками (фронт был совсем рядом) он работал поездным вагонным мастером на линии Сталинград-Поворино-Саратов. В конце 1943 года фашисты предприняли попытку разрушить железнодорожный мост через Волгу. Рассказывает Николай Бароха.
Времени на детские забавы у нас было слишком мало из-за интенсивности движения поездов. Один состав отправляется, другой стоит на разъезде, а третий на подходе. Мастеров не хватало. Нам приходилось бессменно находиться в поездках. На конечном пункте вручали «наркомовский паек»: 400 граммов хлеба и 20 граммов масла — и поезжай дальше. Фактически мы жили на тормозной площадке. В бане не мылись и даже не умывались, что, естественно, привело к заражению вшами. Вначале стеснялись друг друга, расправлялись с ними в одиночку, но это не приносило желаемого результата. А потом, позабыв про стеснительность, занимались вшами сообща, называя это время «вошебойкой». Били молотком по швам белья, но они размножались в арифметической прогрессии. Тогда, докрасна накалив буржуйку, трясли над огнем белье. Кончилось тем, что сначала остались без нижнего, а потом и без верхнего белья и всю зиму 1943-1944 годов работали в тулупе на голое тело. Несмотря на то, что тулуп пропитан мазутом, вши переселились в овчину и чувствовали себя вполне комфортно. Так как их была тьма-тьмущая, то чтобы не видеть вшей, тулуп надевал с закрытыми глазами. С другой стороны, они как бы согревали от холода, вынуждая постоянно чесаться, не давали околеть на тормозной площадке…
В апреле 1944 года нам впервые выдали белье, форменную спецодежду и организовали баню. Баня!!! За все эти два года! Нет таких слов, чтобы передать ощущение, охватившее меня после бани: восторг, блаженство, возрождение физическое и духовное.
Весь 1944 год мы стремились попасть на фронт, подавали заявления в военкомат и верили, что на этом пути преодолеем препятствия, каковыми являлись непризывной возраст и бронь железнодорожника. Но наши заявления оставались без ответа. Успехи на фронтах означали, что война близится к завершению.
Разбитые вагоны не ремонтировались, во время формирования состава при столкновении вагонов из щелей высыпалось их содержимое. Обходя состав, не раз на земле видели просыпанное просо, пшеницу. Затыкали дыры травой или какой-нибудь тряпкой, попавшей под руку. Из Астрахани возили рыбу в товарных вагонах, и рыба торчала из щелей, а при ударах тоже вываливалась. Сам не раз подбирал, о чем и сообщил милиционеру: мол, меры нужно принять, отследить ситуацию. У меня тогда и в мыслях не было, что это воровство, ведь все равно пропадет на путях!
В камере предварительного заключения продержали 26 дней. Я испугался, что освободят и не быть мне тогда на фронте, пусть и в штрафном батальоне! Подписал чистосердечное признание: мол, подобрал на железнодорожном пути четыре рыбки длиной по двенадцать сантиметров.
Нас судил «линейный суд» в помещении вокзала города Энгельса. Далее статья 162, пункт «Д» (воровство при исполнении служебных обязанностей), срок от трех до пяти лет. Я с обвинением был согласен, вот только год рождения себе прибавил. Во время предоставленного «последнего слова», выкрикнул: «Хочу на фронт!»
Вот так мы прибыли на Второй Белорусский фронт, которым командовал Рокоссовский, получивший у солдат звание «генерала штрафников».
Ещё одна цитата из очерка Николая Барохи, посвященная военному времени:
Перед отправкой на передовую нас построили на опушке леса. Здесь стоял и оркестр. Сразу же подумалось: с чего бы нам такой почёт? Стоим в ожидании. Наконец, справа от нас появились четверо. Один из них шёл впереди, а сзади него три офицера, в числе которых была одна женщина. Прошли мимо нас к свежевырытой яме. Понял — будут расстреливать. Они остановились, первый разделся до нижнего белья и приблизился к земляному холмику. Огласили приговор, но в этот момент закружил самолёт противника, все укрылись в лес. Самолёт улетел, и снова приговор, и вновь появился самолёт. Это повторялось четыре раза! Представил, как стоять перед ямой под дулами автоматов в ожидании своей участи… Но вот приговор оглашён полностью: «За дезертирство и мародёрство расстрелять!» Автоматные очереди и тишина. Я не видел, как упал осуждённый. Последовала команда: «Направо марш!». Грянул духовой оркестр. Я шёл, опустив голову, бессмысленно глядя на пятки ног впереди идущего, глотая дорожную пыль, а звуки оркестра продолжали доноситься до нас.
Николай Федорович Бароха, попав на фронт, участвовал в кровопролитных боях, был дважды ранен. А после войны он поехал в Ленинград поступать в высшее художественно-промышленное училище им. Мухиной на факультет монументально-декоративной живописи. Поступил, выучился, и в 1956 году, сразу после распределения поехал работать художником монументальной живописи в Сталинград. В 1960 году он стал директором Волгоградского отделения Художественного фонда РСФСР.
С 1964 года Бароха жил в городе Волжский Волгоградской области.