Куницын Фёдор Иванович
Родился в 1951 году в КНР г.Якэши.
В 1954 году с родителями переехал в Казахстан, где получил среднее образование. Отслужил в Советской Армии в ЗабВО.
В 1973 году поступил в художественное училище им. Власова в г.Астрахань, затем в 1977 г. переехал в г.Углич. Работал художником-оформителем в художественных мастерских при отделе культуры Угличского района.
Занимается станковой живописью, участвует в художественных выставках г.Углича, Ярославля, Владимира, Москвы.
Персональные выставки были в Костроме в 1991 г., в Архангельске в 1995г., в историко-художественном музее города Рыбинска в 1996 г.
В 1998 году была групповая выставка Угличских художников в городах Лана (Италия), Идштайн (Германия), Ольдэ (Германия).
В 2003 году вступил в Союз Художников при Ярославской организации Союза Художников России.
Выставки, организованные галереей «Союз Творчество»:
2001г. выставка «В России – с любовью» ярославских художников, галерея «Союз Творчество» совместно с центром современного искусства «Арс-Форум» (Ярославль). Совет Федерации РФ, Москва, Б.Дмитровка, д.26. Проект «Живописный образ России».
2001г. выставка «Букет от Петровича» в Центре Современного Искусства «АРС-ФОРУМ», г. Ярославль, ул. Свердлова, д.9. «Союз Творчество».
2002г. персональная выставка «Все мы – люди» в галерее «Союз Творчество», Триумфальная пл.д.1 (Москва).
2004г. выставка «Коллекция» в Совете Федерации, Москва, ул. Б.Дмитровка, 26. «Союз Творчество».
2005г. персональная выставка «Слава Всевышнему» в галерее «Союз Творчество».
2013г. выставка «Русская Небывальщина» из собрания галереи «Союз Творчество» в Государственном Владимиро-Суздальском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике. Организатор галерея «Союз Творчество».
2013г. выставка «Русская Небывальщина» в Муромском историко-художественном музее. Союз Творчество.
2014г. выставка «Русская Небывальщина» в Угличском государственном историко-архитектурном и художественном музее. Союз Творчество.
2014г. выставка «Русская Небывальщина» в Костромском государственном историко-архитектурном и художественном музее. Союз Творчество.
Произведения художника находятся:
Государственном Русском музее
Костромском художественном музее
Архангельском художественном музее
Ярославском художественном музее
Мурманском областном художественном музее
Рыбинском историко-архитектурном и художественном музее
Волжском музейно-выставочном комплексе
Угличском историко-художественном музее
галерее «Союз Творчество» (Москва)
частных собраниях России, Германии, Италии.
*********************************************************************************************************************************
Биографические сведения об Ф.И.Куницыне, включёны в Альбом «ХУДОЖНИКИ ВОЙНЫ, ХУДОЖНИКИ О ВОЙНЕ». Составитель: Маклакова И.А, директор галереи «Союз Творчество». Москва, 2015 — 128 с. : 129 илл.
В альбоме 129 репродукций произведений живописи и графики 22 художников, среди которых художники-участники ВОВ и авторы младшего поколения. Биографические сведения об авторах помещены в трех разделах: «Фронтовики», «Военное детство», «Послевоенное поколение».
Есть художники, а есть большие художники. Фёдор Куницын — из больших. Мы познакомились с ним в сентябре 2001 года после выставки «Цветы от Петровича», которая с успехом прошла в Центре современного искусства «Арс-Форум» в Ярославле. После выставки мы с ярославскими художниками приехали на машинах в город Углич. Здесь нас познакомили с угличским коллекционером А. Янушевским и через него с Фёдором Куницыным.
Фёдор Иванович Куницын родился в городе Якеши на Северо-Востоке Китая в 1951 году. Из воспоминаний Фёдора:
Мои предки в поисках лучшей жизни издавна селились в Сибири. Отец Иван Семёнович и мама Анна Фёдоровна – крестьяне, родились в станице Забайкальской области. Мой дед по отцу был весьма зажиточным крестьянином, имея 150 голов скота и другую живность.
У крестьян после революции было бедственное положение. Село занимали то «Семёновцы», то Красные. И зимой в 1928 году мой четырнадцатилетний отец, вместе с родителями и родственникам, из нашего села бежали на санях за реку Аргунь (правый приток Амура).
По части реки проходит российско-китайская граница. В те времена границы не было, и русские крестьяне селились на китайской стороне и занимались сельским хозяйством. Возле китайской границы создавались сёла и города с русскими церквями.
В 1930 году семья отца, часто переезжая в поисках лучшей жизни, доехала до китайского города Харбина, который был основан русскими в 1898 году как железнодорожная станция Трансманчжурской магистрали. После Октябрьской революции многие дворяне, офицеры и белогвардейцы бежали в Харбин и внесли большой вклад в его развитие. В результате к 1924 году в городе насчитывалось около ста тысяч русских эмигрантов.
Детей в семье Куницыных было восемь человек и, чтобы прокормить семью, отец Фёдора работал рубщиком леса. В те тяжёлые годы пятеро из детей умерло без надлежащей медицинской помощи.
В 1935 году СССР продал долю собственности КВЖД Японии, после чего отток русских из Харбина существенно увеличился. После 1952 года была вторая репатриация «харбинских» русских.
В то время те из русских, кто был побогаче, подались из Китая кто в Америку, кто в Австралию. Семья отца в 1954 году в товарном вагоне была вывезена в степной Казахстан. Взрослые по приезду на поселение в степи сразу стали рыть ямы, месить глину с соломой и делать кирпичи, для постройки домов. Отца назначили экспедитором на станцию Уленты в Ерейментауском районе Акмолинской области Казахстана. А я пошёл в первый класс. Жизнь налаживалась, стали обживаться: завели огород, корову, свинью и утят, построили дом.
В 1958 году отец едет провожать родственников и попадает под поезд. Через год от горя умирает мать. Семнадцатилетняя сестра Марина тогда оканчивала районную школу, брату было 12, а мне 8 лет. Ещё некоторое время мы с братом пожили у родственников, потом нас определили в казахский интернат города Джетыгара Кустанайской области Казахстана, где я окончил 8 классов. Не выдержав жизни в интернате, я сбежал к сестре в Караганду. Далее была служба в Советской Армии в Забайкальском военном округе. В 1973 году я уехал учиться в Астраханское художественное училище им. П.А.Власова.
В 1977 году Фёдор Куницын переехал в город Углич. Полюбив душой этот славный город, живёт и творит в нём и сейчас. Фёдор работал художником-оформителем в художественных мастерских при отделе культуры Угличского района. Все эти годы он занимался станковой живописью, участвовал в художественных выставках городов Углича, Ярославля, Владимира, Москвы. Персональные выставки его с успехом прошли в Костроме в 1991 году, в Архангельске в 1995 году, в историко-художественном музее города Рыбинска в 1996 году. В 1998 году был участником групповой выставки Угличских художников в городах Лана (Италия), Идштайн (Германия), Ольдэ (Германия). В Союз художников России он вступил в 2003 году.
В 1979 году, к 35-летию Победы, в селе Воздвиженское Фёдор Куницын создаёт памятник «Советским воинам», павшим в Великой Отечественной войне.
Он – философ и индивидуалист, и в его мифах о природе, жизни, истории России причудливо сплетаются черты провинциальной ментальности: богатство воображения и устойчивый практицизм, душевная уязвимость и смекалистый ум. Федор Куницын говорит: «Творчество – это порыв, свобода. Без них творчества нет. Я использую все известные мне стили и формы, но пишу не так, как они диктуют, а как вижу я сам и как выгодно для картины».
Темы, привлекающие художника – самые разнообразные: от сюжетов библейских до фантастических. Но, наверное, сама жизнь во всех ее проявлениях – вот основная, постоянная тема. Поэтому так близки и интересны Федору литература и история. Работы, пробудившие внимание художника к той или иной грани в бесконечно многогранной жизни – это отдельное направление его творчества. Писать надо легко – таково убеждение мастера. И сейчас художник хочет только одного – продолжать трудиться, ведь так много всего в жизни его завораживает и воодушевляет. Живопись — это не бизнес, это способ выразить себя до глубины. Только так возможно найти себя и получить признание.