Кукреш Виталий Владимирович

Опубликовано: 20 Декабря 2017

Кукреш Виталий Владимирович художник

Родился в 1955 году в г. Клайпеда Литовской ССР.

С 1975 года (более10 лет) посещал студию искусств «ГУБОЯ» во дворце культуры рыбаков, под руководством художника и педагога Александрас Ильгинис. В 1995 году переехал в Россию.

Организовать персональную выставку в советский период не удавалось по причине расхождения в творчестве с официально принятой линией. Картины всякий раз попадали под запрет цензора, участвовавшего в отборе картин.
2002г.- персональная выставка «Перевёрнутый мир, в галерее «Союз Творчество», Триумфальная пл., д.1. (Москва).
2012г.- выставка «Мы голосуем, а выбирает история», Триумфальная площадь, д.1.
2013г. – выставка «Русская Небывальщина», из собрания Союз Творчество, в «Государственном Владимиро-Суздальском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике».

Работы находятся в собраниях:
Картинной галерее г. Красноармейска Московской области
фондах галереи «Союз Творчество» (Москва)
частных коллекциях России и за рубежом.

**********************************************************************************************************************************

Организовать персональную выставку в советский период не удавалось по причине расхождения в творчестве с официально принятой линией. Картины всякий раз попадали под запрет цензора, участвовавшего в отборе картин.

Если бы я не был психологом, то возможно и не обратил бы внимание на этот несколько экстравагантный ряд полотен, которые однажды принес в нашу галерею очередной посетитель. Это был Виталий Кукреш. Дело вовсе не в том, что они мне показались из ряда вон выходящими или достойными быть экспонатами в некоем общественном заведении. Отнюдь нет. В круг нашей галереи входят несколько художников, которые работают в подобной социально-гротесковой манере и подобной теме. Они рассматривают современное бытие под этим углом зрения и подобными живописными и графическими приемами пытаются решать некоторые философские и политические проблемы общества. Так что в этом плане все вполне удобоваримо и сейчас приветствуется на многих выставочных площадках. Бывают работы «покруче» в смысле эротического — ностальгического образного видения. Так что и работы Виталия нам были ко двору.

Но как в некоторых физических процессах при достижении определенной критической массы количество переходит в качество. Происходит взрыв и рождение новой материи или нового вещества. Подобное случилось и с нами. Накопилась определенная критическая масса информации, которая должна была в конце концов выплеснуться в какую-то новую обобщающую идею.

То, что всплеск социальных явлений и время возникновения подобного искусства совпали по временным и историческим рамкам, это совсем не случайно. В соцстране, где все мы жили еще 10 лет назад юридически, да и по жизненному опыту многих поколений, закончивших свой век на Колыме, никак нельзя было проявить свою социальную или политическую рассогласованность с тогдашним обществом и властью явно и конкретно. Тогда и выросла прекрасная дисидентская проза и поэзия, которая с наступлением относительной свободы куда-то сама собой испарилась. И только образное живописное искусство сохранило свою сущность, переведя свои образы из холодной абстракции в перевернутый мир антилюдей и зверочеловеков.

Это наш российский «соц-поп-арт». Он не соединяет механически в тысячах комбинаций холодные разноцветные ледышки детского калейдоскопа, выдавая каждый получившийся одномоментный сумбур за творческое, божественное откровение. Наоборот, каждый квадратик и сегмент полотна в подобных произведениях наполнен жизнью, действием и глубоким философским подтекстом. И если кто-то не умеет читать подобный «санскрит», то это просто упущение в его образовании, не более. Это вполне поправимо, при некотором усилии над своей волей или ленью.

О. П. Калмыков.

********************************************************************************************************************************

Виталий Кукреш: Несколько слов о себе

Родился 10 января 1955 года в Литве, в портовом городе Клайпеда, в семье служащих. Если говорить о себе, о своих взглядах и о своем творчестве, то начну с того, что я, как это было принято говорить в прежние времена, — выходец из интернациональной семьи, т.е. – мой отец белорус, родом из Минской области, мать – русская. Ее родина, — небольшой город Трубчевск Брянской области. В детстве любил рисовать, уделяя этому занятию много времени.

После окончания средней школы хотел поступить в художественное учебное заведение. Несколько раз начинал готовиться к экзаменам, но всякий раз менял решение, в силу того, что не испытывал тяги и никакого интереса к тому единственному, официально допускаемому направлению в живописи, которое господствовало в Советском обществе. Будучи в данном вопросе человеком бескомпромиссным, так никуда и не поступил и ничего не закончил.

В 1975 году узнал о существовании в родном городе студии искусств «ГУБОЯ». Студия располагалась во дворце рыбаков. Коллектив ее был весьма разношерстным. В ней мирно уживались художники профессионалы, любители, художники с незаконченным образованием и т.д. Студией руководил художник и талантливый педагог Александрас Ильгинис. Благодаря педагогу в коллективе сложилась атмосфера свободомыслия, в которой каждый изображал, что хотел, и как хотел, как того требовала его творческая натура. Не существовало никаких запретов и ограничений. На общих сборах, обычно в конце месяца, когда каждый демонстрировал то, что он создал за прошедший промежуток времени, обсуждалась лишь техническая сторона произведений: композиция, колорит и т.д. Студия регулярно делала выставки: в городе, в республике, за границей. Конечно, не все художники имели возможность выставлять свои картины. Перед организацией выставок предлагаемые для нее произведения проходили цензуру специального представителя от городских властей. Несмотря на все негативные моменты, которых в то время избежать было невозможно, студия оказала благотворное влияние на многих художников в разное время работающих в ней.

В 1995 году пришлось сменить место жительства. Перестройка, вспышка национализма, и многие другие факторы, явившееся следствием распада СССР, подтолкнули к этому шагу. Новым местом жительства стал Тутаев, — небольшой городок Ярославской области.

Что касается моих взглядов на Российское общество, то тут мне многое не нравится, например: пьянство, сквернословие, возведенное в ранг разговорного языка, повсеместное воровство, особенно в высших сферах, когда нажива затмевает такие понятия, как родина, патриотизм, свой народ, когда человек становится не частью страны, в которой он родился и вырос, а частью банковского счета, вложенного за границей и т.д. Мне хотелось бы видеть Россию сильным государством, без вышеуказанных пороков, которая являлась бы Родиной для каждого русского человека, где бы он ни жил.

Что касается моих картин, то в своем творчестве, я часто рисую негативные моменты Российской жизни в неприглядном свете. Некоторые люди это неправильно истолковывают, как насмешку над собой, однако, — это далеко не так. Я просто хочу, чтобы человек, глядя на мои картины, задумался над тем, на что он, ранее, может быть, не обращал внимания, потому что многое, из того, что нас окружает и для кого-то является привычным и обыденным, для многих других людей и для общества в целом плохо.

Живопись это, конечно, — понятие сложное, — это множество стилей и направлений, каждое из которых служит своей цели и имеет свою задачу. Что касается лично моего творчества, делая короткое отступление, хочу отметить, что любой процесс, в том числе и стиль живописи, имеет свою почву, на которой он формируется. Мои любимые писатели: Достоевский, Гоголь, Булгаков. Любимые художники: Иеронимус Босх, Ганс Грундиг, Сальвадор Дали. Все это оказало Большое влияния на мое творчество, в основном, я хотел бы сказать, чисто психологическое. У каждого человека свое понимание того, каким должно быть искусство. Исходя из этого, можно сказать, что искусство должно быть разноплановым. В живописи существует множество направлений, и каждый человек находит то, что ему нужно, находит то направление, которое более всего созвучно его внутреннему содержанию. Не существует в мире универсального, искусства. Надеюсь, что, и мое творчество кого-то заинтересует. Лично у меня давно сформировались взгляды относительно своей живописи, какой она должна быть. Все мои картины осмыслены. Я как бы изображаю действительность, так как я ее понимаю, через определенные образы. Любой человек, любое явление у меня связано с определенным образом.

В качестве примера привожу одну из своих картин под названием – «Бег». Многие люди в своей повседневной жизни ведут себя так, как будто они живут вечно и делают много лишнего и ненужного, порой, за мелочами упуская главное. В картине я изобразил две стороны человеческого бытия (молодость — старость). Молодость это крылья. Человек молод, здоров, впереди бесконечность, исполнение любых желаний, любых стремлений. Старость это болезни, узкий мрачный коридор, в котором все двери закрыты, кроме одной, ведущей в небытие. Неизбежный бег времени, кривая усмешка неотвратимости судьбы. Песочные часы жизни любого человека, где ничего изменить невозможно, где все и всегда движется по неизменной схеме, неизменному финалу. Примерно в таком ключе, изначально строятся все композиции моих произведений.

Почти все мое творчество Советского периода разошлось. В то время удалось выставить всего несколько картин, остальные к выставкам допущены не были. Первая моя выставка прошла в начале 2000-х. За прошедшее время в моей живописи практически ничего не изменилось, делаю то, что делал много лет назад. Время, конечно, вносит свои коррективы, но это касается лишь внутреннего содержания моих произведений. Вот вкратце и все, что я хотел сообщить о себе и своем творчестве.

Виталий Кукреш