Марчевская Юлия Николаевна

Опубликовано: 21 Декабря 2017

Марчевская Юлия Николаевна художник

Марчевская Юлия Николаевна (1928-2009)

Родилась в городе Вичуга Ивановской области.

1952 году закончила театральное отделение Московского художественного училища «Памяти 1905 года», где её преподавателями были М.С.Перуцкий и М.Т.Хазанов. Её дипломной работой было оформление спектакля к опере Римского-Корсакова «Снегурочка».

В 1954 г. Ю. Марчевская начала участвовать в выставках и уже в 1954 году среди театральных художников одно из первых мест принадлежало Ю. Марчевской, выступившей с эскизами декораций к пьесе В. Маяковского «Баня».

В Московском театре Сатиры в декорациях художника был поставлен водевиль «Дым без огня» (1958), на сцене Академического Малого театра – пьеса Г.Д.Мдивани «Украли консула» (1958).

В 1957 г. стала членом Союза художников СССР (секция театра и кино).

Основные выставки:
1954г. «Первая выставка произведений молодых московских художников», эскизы декораций к пьесе В.В. Маяковского «Баня».
1956г. «Вторая выставка произведений молодых московских художников», эскизы декораций к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».
1957г. «Всесоюзная выставка произведений молодых московских художников» к VI Всемирному фестивалю молодежи, эскизы декораций и эскизы костюмов к пьесе Ромен Роллана «Лилюли».
1958г. «Третья выставка произведений молодых московских художников», эскизы декораций к опере «Три толстяка» и живопись «Окраина старой Клайпеды» и «Клайпеда, улица с красными крышами».
1958г. Получила 1-ю премию, за участие в конкурсе Московского Театра Сатиры за эскизы декораций к водевилю «Дым без огня».
1958г. Участие в конкурсах к театральным постановкам В.Шекспира «Генрих IY»: «Тронный зал» и «Кабачок», в театре Советской Армии.
1958 г. Получила 1-ю премию за эскизы декораций к пьесе Г.Д.Мдивани «Украли консула», в Академическом Малом театре.
1962г. Выставка «30 лет МОСХа», эскизы декораций к пьесе «Чудак» Назым Хикмета: «Комната с минаретами в окне» и «Кафе».
В Малом театре отмечена первой премией работа к пьесе «Украли консула» Г.Мдивани.
1962г. Выполнила декорацию к спектаклю  Г.Мдивани «Домик в Венеции», поставленному в Италии.
1962г. Всесоюзная выставка произведений молодых художников, эскизы декораций к пьесе Ю.Стукалова «Карточный домик».
1965г. Групповая выставка «Итоги сезона» в ВТО, эскизы декораций к водевилю «Дым без огня», совместно с мужем Евгением Борисовичем Щегловым (в театре им. Станиславского осуществлена постановка).
1965г. Всесоюзная выставка художников театра и кино, эскизы декораций к комедии Леонида Зорина «Энциклопедисты» (совместно с художником-сатириком Евгением Щегловым).
1969г. Выставка «Женщины-художники Москвы — Всемирному Конгрессу, посвященному международному году женщин», эскизы декораций к пьесе Альдо Николаи «Зерно риса».
1970г. Зональная выставка московских художников, эскизы декораций к инсценировке романа И.Ильфа и Е.Петрова «Золотой теленок». Награждена Дипломом от Московской организации СХ РСФСР.
1978г. Зональная выставка московских художников, эскизы декораций к пьесе «Душечка» Вл.Масс и Мих.Червинского.
1985г. Зональная выставка московских художников, натюрморт «Раздумье».
1996г. Выставка творческого объединения женщин-художников салона «Ирида» в Академии Художеств.
2002г. Групповая выставка «Весенняя палитра» в ЦДРИ, посвященная женскому дню 8 марта.
2004г. Персональная выставка «Поэзия красок», в галерее «Союз Творчестве», Москва, Триумфальная пл.д.1.
2006г. Персональная выставка «Театр в красках». Эскизы к театральным постановкам, в «Союз Творчество».
2008г. Персональная выставка «Юлия Марчевская. Театральные эскизы 1940-2000» в ГТЦМ им. А.А.Бахрушина, из собрания Союз Творчество.
2008г. Персональная выставка «Театр Юлии Марчевской» в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике, из собрания «Союз Творчество».
2012г. Выставка «Мы голосуем, а выбирает история», в «Союз Творчество».
2013г. Выставка «Русская Небывальщина» в «Государственном Владимиро-Суздальском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике». «Союз Творчество».
2015г. Выставка «Русская Небывальщина» в Тверской картинной галерее. «Союз Творчество».
2016г. Выставка «Русская Небывальщина» в музее Усадебно-промышленного комплекса Баташёвых-Шепелевых в Выксе. «Союз Творчество».
2018г. Выставка «Золотое детство» в Угличском историко-архитектурном и художественном музее, организатор Союз Творчество.

Работы художника находятся:
Государственный центральный театральный музей имени А.А.Бахрушина
Ивановский областной художественный музей
Мурманский областной художественный музей
Сергиево-Посадский Государственный Историко-художественный музей-заповедник
Муромский историко -художественный музей
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
Юрьев-Польский историко-архитектурный и художественный музей
Галерее «Союз Творчество» (Москва).

*****************************************************************************************************************************

Биографические сведения об Ю.Н.Марчевской, включёны в Альбом «ХУДОЖНИКИ ВОЙНЫ, ХУДОЖНИКИ О ВОЙНЕ». Составитель: Маклакова И.А, директор галереи «Союз Творчество». Москва, 2015 — 128 с. : 129 илл.

В альбоме 129 репродукций произведений живописи и графики 22 художников, среди которых художники-участники ВОВ и авторы младшего поколения.  Биографические сведения об авторах помещены в трех разделах: «Фронтовики», «Военное детство», «Послевоенное поколение».

Юлия Марчевская принадлежит, быть может, к более счастливой группе художников. Причина тому – принадлежность к особому миру театра. Путь театрального художника труден, но не одинок. С Юлией Николаевной нас познакомила Микаэлла Евгеньевна Зенкевич, вдова художника Льва Корчёмкина, с которой они проживали в одном доме.

Юлия Николаевна была очень общительным и открытым человеком, и нам захотелось лучше узнать её творчество, ведь в пятидесятые годы Ю.Марчевской принадлежало одно из первых мест среди театральных художников. По нашей просьбе она оставила нам заметки о своей личной и творческой жизни, которые мы с удовольствием представляем в этом альбоме.

С самого начала работы Юлия Николаевна утверждается среди коллег как перспективный, талантливый человек. Она автор художественного оформления многих известных спектаклей. Очень любит выставляться и принимать участие во множестве выставок. Это тоже черта человека из театрального мира. В 2008 году из собрания галереи «Союз Творчество» состоялись выставки Юлии Марчевской в Государственном Центральном музее им. А.А.Бахрушина и в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике, где были представлены её эскизы к театральным постановкам.

Марчевская Юлия Николаевна (1928-2009)

Юлия Николаевна Марчевская родилась в городе Вичуга Ивановской области в семье инженера. Через год ее родители переезжают в город Иваново, где проходит детство и юность Юлии.

В пятилетнем возрасте Юля любила рисовать пароходы, идущие по широкой русской реке, а в восемь лет девочка уже читает стихи Пушкина, Лермонтова, Фета, романы Диккенса и Марка Твена. Строго говоря, рановато. Но это мы узнаём из автобиографии самого художника.

В Иваново, где жила семья Марчевских в 30-е годы, был свой Театр Юного Зрителя и Юля частенько бывала в нём. Она полюбила театр и всё, что было связано с ним. Читая сказки Андерсена и Братьев Гримм, она представляла живыми этих персонажей и со своими подружками играла эти пьесы. Чтобы было интереснее, Юля дома делала декорации и вырезала своих актёров – оперных солистов из плотной бумаги, наряжая их в бумажную одежду. Особенно ей нравились спектакли «Снежная Королева» и «Принц и Нищий». У Юли был хороший слух. Занимаясь хоровым пением в Доме пионеров, она любила громко петь дома, исполняя женские и мужские арии. Дедушка сердился на Юлю, и тогда она садилась и читала про Древнюю Грецию и Рим. Вечерами брала у соседки Шекспира и срисовывала оттуда иллюстрации. Соседка советовала маме, чтобы Юля рисовала на заказ портреты колхозниц, за которые можно было заработать на мешок картошки.

Так ребёнок приобщался к волшебному театральному миру. Оказалось, что это увлечение на всю жизнь. Соседи по коридору, видя маленькую театралку, говорили: «Артистка идёт!».

Возможно, как и многие, она мечтала стать артисткой. Впрочем, артисты недалеко ушли от художников, музыкантов и поэтов. Как известно по-французски «артист» – это и есть  «художник». Не случайно Юлия не только рисовала, но и писала стихи.

Юле было 12 лет, когда началась Великая Отечественная война. Отца не забрали на войну, он был одним из первых советских инженеров, который имел бронь, работая начальником турбинного цеха на ТЭЦ.

С первых дней войны все школы города Иваново были заняты ранеными бойцами и школьники учились в подвалах домов. Девочки-шестиклассницы обязаны были вязать  крючком шарфы для солдат, за это им полагались рабочие карточки. Почти все ученики Юлиного класса вступили в комсомол в ноябре 1941 года, после известия о гибели Зои Космодемьянской. В те годы она с усердием рисовала для комсомольской газеты. После 7-го класса учителя настоятельно советовали ей поступать в художественное училище.

Жизненный путь определился, когда она поступила на графический факультет училища в Иваново. Она была лучшей акварелисткой на своём курсе. Потом была учёба в Днепропетровске и в Москве. Её семья много переезжала, и разнообразные жизненные впечатления тоже оказались полезными для начинающего художника.

Во время учёбы Юлия пробовала свои силы в качестве артистки на сцене в нескольких спектаклях. Режиссер, ставящий эти постановки в училище, маленьком зале для живописи, даёт ей роли «Немой» по Мольеру и «Девушки в осаждённом Ленинграде».

В 1949 году в стране не хватало театральных специалистов, и Юлия, учась ещё на 3-м курсе училища, становится художником театра. В этом году судьба свела её с Евгением Щегловым, заслуженным художником СССР (1927-1991), карикатуристом, сотрудником журнала «Крокодил», «Весёлые картинки» и дугих.

Среди театральных художников в 50-е годы одно из первых мест принадлежало Юлии Марчевской.

*******************************************************************************************************************************

Марчевская Юлия Николаевна (1928-2009)

Обучалась в Ивановском художественном училище, Днепропетровском художественном училище, Училище  «Памяти 1905года» (1952г). Член Союза художников СССР (1957г). В 1954 году, среди театральных художников, одно из первых мест принадлежало Ю.Марчевской, выступившей с эскизами декораций к пьесе В. Маяковского «Баня», опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» и к комедии Л. Зорина «Энциклопедисты» 1965 год, (Драматический театр им. К.С. Станиславского). Спектакли проходили с большим успехом, а эскизы декораций приобретены Государственным театральным музеем им. А. Бахрушина. Особенно хороши ее акварели, лиричные осенние пейзажи с лесными полянами и  желто-красными листьями. Начиная с 80-х годов художница с увлечением пишет натюрморты, в них чувствуется сила жизни и, что очень важно для натюрморта, любование изображенными предметами. Работы художника находятся  в частных собраниях в нашей стране и за рубежом.

Её художественные разработки многих театральных постановок ныне хранятся в музее им. Бахрушина. На выставке представлены работы к спектаклям, к прошедшим на подмостках московских театров в годы прошлого столетия.

Пятьдесят два года назад, в 1954 году, в художественной жизни Москвы произошло событие, сыгравшее огромную роль для дальнейшего творческого пути молодых тогда живописцев, графиков, скульпторов, художников театра и кино. Сразу в двух выставочных залах на Кузнецком мосту,  в доме № 11 и № 20 открылась «Первая выставка произведений молодых московских художников». В выставке приняли участие и недавние выпускники художественных ВУЗов, и художники, уже определившие свой путь в искусстве. Выставка стала необычной еще и потому, что членами Выставкома выступали сами молодые художники. Рядом с произведениями только вступивших в творческую жизнь находились работы тогда еще молодых, но уже известных, а ныне прославленных мастеров: живописцы – Виктор Иванов, Андрей Васнецов, Илларион Голицын и Иван Сорокин, графики – Олег Савостюк и Евгений Щеглов, скульпторы – Галина Левицкая, Даниэль Митлянский, Николай Никогосян, Иулиан Рукавишников и Дмитрий Шаховской.

Среди театральных художников одно из первых мест принадлежало Юлии Марчевской, выступившей с эскизами декораций к пьесе В.В. Маяковского «Баня». Уже в первой самостоятельной работе художница находит зрительный эквивалент творческому пафосу поэта, его острой сатире, которая актуальна и в наши дни. «Приемная Главначпупса Победоносикова», где в полутемном помещении скопилась огромная очередь посетителей, и тут же рядом  «Кабинет самого Победоносикова»,  ярко освещенный, с множеством телефонов на огромном столе, со старинным креслом в стиле Людовика XIV, украшенным гербом Советского Союза.

Казалось, столь удачно найденный сатирический прием, построенный на резком контрасте, будет продолжен и в последующих работах художницы, однако через два года Марчевская выставляет декорации к самой лирической опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», где все дышит радостью, яркостью красок, нежными переливами оттенков, а прекрасно выполненные костюмы естественно вписываются в сказочные лесные пейзажи.

Особенно ясно проявилось умение художницы уловить и передать средствами живописи главное в драматическом произведении, к которому она обращается. Декорации к пьесе Назыма Хикмета «Чудак» подчеркивают основную мысль автора, где главный герой – адвокат, всячески старающийся помочь пострадавшим людям, оказывается непонятым в своей среде. «Комната с минаретами в окне», где пронзительный синий цвет и одиноко стоящие минареты как бы вторят его одиночеству.

И совсем по-иному, задорно и весело, смотрятся эскизы декораций к комедии Леонида Зорина «Энциклопедисты» (1965 год, Драматический театр им. К.С. Станиславского, режиссер Львов-Анохин, костюмы и декорации – Юлия Марчевская и Евгений Щеглов). Спектакль прошел с большим успехом, был отмечен прессой, а эскизы декораций приобретены Государственным театральным музеем им. А. Бахрушина, некоторые из них находятся в постоянной экспозиции. В этом же музее хранятся эскизы декораций – «Ад» и «Рай» – к «Мистерии-Буфф» В.В. Маяковского.

Работы Юлии Марчевской были востребованы многими московскими театрами. Уже в 1958 году в театре Сатиры с декорациями художницы был поставлен водевиль «Дым без огня», а на сцене Академического Малого театра шла пьеса Г. Мдивани «Украли консула» тоже в оформлении Марчевской.

В своей многолетней работе художника театра Юлия Марчевская обращалась к самым разным произведениям и самым разным авторам, делала декорации и эскизы костюмов к пьесе Ромена Роллана «Лилюли», декорации к опере «Три толстяка», к инсценировке романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок», к пьесе Вл. Масса и Мих. Червинского «Душечка».

Ко Всемирному конгрессу, посвященному Международному дню женщин, ею были выполнены эскизы декораций к пьесе Альдо Николаи «Зерно риса».

Многие работы Юлии Марчевской нашли свое сценическое воплощение. Среди них одно из первых мест занимают эскизы к «Историческим хроникам» В. Шекспира. Художница обращалась к ним в разные периоды своей творческой жизни. Для театра Советской Армии были написаны декорации к драме «Генрих IV». Двойственные чувства короля – торжество от недавнего прихода к власти и напряженность от постоянных опасностей, угрожающих королевству, отражены в оформлении первой сцены —   «Тронного зала», где искусно  переданы тревога и те противоречия, с которых начинается правление Генриха IV. Вот как звучит это у Шекспира:

«Хоть до сих пор волненьям нет конца,
Пора подумать об успокоении
И подготовке будущей войны …»

Художница находит точный зрительный прием для передачи этого напряжения. Но суровость и взволнованность первой сцены, как и у Шекспира, сменяется буйной, бесшабашной радостью в сцене «Кабачок», где пируют принц Генри (будущий Генрих V) и его верный друг веселый и беззаботный Фальстаф.

Н.Рыбакова, член искусствоведческой секции  московского Союза художников.