Кузнецов Константин Васильевич
Кузнецов Константин Васильевич (1886-1943)
Родился в деревне Починки Нижегородской губернии.
Увлёкся живописью под влиянием двоюродного брата— известного русского художника, профессора Академии художеств Леонида Овсянникова, под руководством которого самостоятельно освоил рисунок и гравировальные техники. Также посещал Рисовальную школу при Императорском обществе поощрения художеств. Выпускник петербургской гимназии, учился в Психоневрологическом институте, но не окончил его.
Сотрудничал с рядом печатных изданий в качестве иллюстратора, в том числе с журналами «Новый Сатирикон», «Аполлон» и «Русская икона». Рисовал шаржи для театральных афиш и программ, однако из-за болезни был вынужден покинуть Петербург и переехать в Пятигорск, где поступил на службу на телефонную станцию.
После Октябрьской революции участвовал в создании Кавказских «Окон РОСТА» («Окна КавРОСТа»). В 1922 году переехал в Москву. В последующие годы работал иллюстратором книг для издательств «Детгиз», «ГИЗ», «Молодая гвардия», «Советский писатель» и других, сотрудничал с журналами «Красная Нива», «Весёлые картинки», «Мурзилка». В 1930-е гг. руководил детским изокружком в отделе пропаганды детской книги Музея народного образования РСФСР, работал оформителем Московского Музея детской книги. Кроме того, ему принадлежит цикл рисунков «Древняя Русь» (1933), юмористические серии «Брем наизнанку» (1939—1940) и «Приключения Бабая» (1942—1943), а также ряд антифашистских гравюр и рисунков на тему гражданской войны в Испании.
Параллельно он создавал станковые литографии и гравюры на сказочные темы при помощи разработанного им способа: гравирование сухой иглой по картону с подкраской акварелью или пастелью. Работал в техниках ксилографии, стеклографии, литографии, линогравюры и монотипии, много экспериментировал.
Главное место в творчестве Константина Васильевича всегда занимали иллюстрации русских народных сказок, таких как «Волк и семеро козлят», «Иван-царевич и серый волк», «О молодильных яблоках и живой воде», «Теремок» и множества других, а также сказок Александра Пушкина, Сергея Аксакова, Павла Бажова, Самуила Маршака, Агнии Барто и других русских и советских писателей. Всего Кузнецов оформил свыше двухсот книг.
С 1938 пробует себя в мультипликации. Как художник-постановщик участвовал в создании мультфильма «Сказка о царе Салтане» (1943). Также в его фильмографии присутствуют мультфильмы «Айболит» (1938) и «Колотушка» (1940) (возможно, выпускались под другими названиями).
Работы Кузнецова экспонировались на различных всесоюзных и зарубежных выставках, в том числе в рамках Международной выставки «Искусство книги» в Лейпциге и Нюрнберге (1927), выставки «Новые способы ручного печатания в полиграфическом производстве» в Третьяковской галерее, организованной Анатолием Бакушинским в 1933 году, на выставках советской графики в Хельсинки, Таллине, Стокгольме и Гётеборге (1934), в галерее Блумсбери (1938) и в Нью-Йорке (1940).
Член Союза художников СССР с 1937 года.
Его произведения присутствуют во многих музейных собраниях, в том числе в ГМИИ им. А. С. Пушкина и Государственном Русском музее.