Сапожников Михаил Тимофеевич
Сапожников Михаил Тимофеевич (20.11.1919-06.06.2007)
Родился в Новокузнецке, в Западной Сибири.
Окончил Омское художественном училище (1937- 1940).
1941-1942г. командир миномётного подразделения Северо-Западного фронта. Получил ранение. Инвалид ВОВ.
1942-1945 год работал преподавателем черчения в ремесленном училище № 23 города Кузнецк.
1946-1947г. окончил художественное училище г. Алма-Аты.
1947-1953г. окончил Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А.Герасимова по специальности — художник-постановщик фильма. После окончания ВГИКА, по распределению работал на Свердловской киностудии художником-постановщиком, в Ашхабадском Драматическом театре.
С 1957 года оформил большое количество книг, работая художником в издательствах «Малыш», «Молодая Гвардия», «ИЗОГИЗ», «Диафильм», «Советский художник», «Изобразительное искусство», «Плакат», «Юный техник», «Советские профсоюзы» иллюстрировал детские книги и журналы, оформил большое количество книг и серии открыток.
В конце 50-х годов разработал серию открыток, посвященных городам Сибири и освоению нефтегазовых кладовых крайнего Севера.
1954г. член Горкома художников СССР.
В 1960 году Михаил Тимофеевич Сапожников вступил в Союз журналистов СССР.
1957-1962гг. постоянный участник выставок в ЦДРИ.
Принимал активное участие в деятельности студии Элия Белютина 1958-1962 гг., объединяющих до 600 «белютинцев», как их называли. На зафрахтованном пароходе отправлялись в пароходные поездки по Волге и Оке по 250 художников. Идеи своего учителя художница развивает и поддерживает. Принимал многократное участие в выставках студии Э.Белютина.
1962г. выставка «Студии Элия Белютина», при Горкоме Художников на Б. Коммунистической (Москва).
1962г. выставка МОСХА в Манеже, которую открывал и разгромил Н. С. Хрущёв. 1969г. преподавал в ДХШ № 4 с начала образования школы.
Но особой страницей в биографии художника были народные промыслы. Двадцать лет, с 1970-го по 1990 год, будучи членом комиссии по народному искусству при Союзе Художников СССР, он курировал каргопольскую, калужскую, абашевскую игрушку (Пензенская область) и хохломскую роспись. При его содействии были выпущены открытки «Богородская игрушка» и «Пряник».
Вместе с женой — художником Генриэттой Бодровой работал экспертом народных промыслов Палеха, Хохломы, Дулёва. В его наследие присутствует много этюдов и рисунков, посвященных этой тематике.
1992г. выставка «30-лет Студии Белютина» в Манеже.
2000г. персональная выставка «Шестидесятники», совместно с женой Генриэттой Бодровой, в галерее «Союз Творчество», Триумфальная пл.д.1. Москва. 2007г. выставка «45 лет «Хрущевской выставки» в Манеже». Художники: Бодрова Генриэтта Тихоновна, Сапожников Михаил Тимофеевич, Корчемкин Лев Николаевич. «Союз Творчество».
2009г. — выставка «Духовное наследие Победы» из собрания галереи «Союз Творчество», совместно с Московским Союзом художников, Кузнецкий мост, д.11. (Москва). 2012г. — выставка «50-лет. Манеж. Хрущев. Белютин». Художники: Белютин Элий, Сапожников Михаил, Бодрова Генриэтта, Корчёмкин Лев, Шестаков Адольф, Коваленко Иван. «Союз Творчество.
Известен как график-иллюстратор детских книг, журналов.
Обложки изданий М.Сапожникова:
- «Гауптвахта» А.Мошковой, студия «Диафильм». 1958г.
- «Королева Квакуша» Жорж Санд. 1995г., сказка-книга (стр. 96) – иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации.
- «Шалтай – Болтай» фантастический журнал № 4. 2008г. (стр.152) рисунок.
Внутренние иллюстрации изданий:
- «Юный техник» журнал, декабрь; № 12. 1964г. + «Юный техник» № 3. 1967. рис. илл. стр 35, 42.
- «Слёт юный геологов». очерк М.Тимофеева, рисунок стр. 6-11.
- «Ледяные дороги – мосты», статья Н.Панова. рис.Сапожникова (3-я стр.обложки ), (стр. 58-59).
Работы художника находятся:
Ярославском художественном музее,
Ивановском областном художественном музее,
Тульском областном художественном музее,
Волгоградском музее изобразительных искусств им.И.И.Машкова,
Мурманском областном художественном музее,
Галерее «Союз Творчество» (Москва).
*******************************************************************************************************************************
Биографические сведения об М.Т.Сапожникове, включёны в Альбом «ХУДОЖНИКИ ВОЙНЫ, ХУДОЖНИКИ О ВОЙНЕ». Составитель: Маклакова И.А, директор галереи «Союз Творчество». Москва, 2015 — 128 с. : 129 илл.
В альбоме 129 репродукций произведений живописи и графики 22 художников, среди которых художники-участники ВОВ и авторы младшего поколения. Биографические сведения об авторах помещены в трех разделах: «Фронтовики», «Военное детство», «Послевоенное поколение».
Весной 1999 года мы готовились к выставке «Быть женщиной – искусство», которая проходила в Совете Федерации. В этой выставке принимала участие художница Генриэтта Тихоновна Бодрова, жена Михаила Тимофеевича Сапожникова.
Через год Генриэтта Тихоновна и Михаил Тимофеевич открывали свою совместную выставку «Шестидесятники» в нашей галерее. На эту выставку художники представили свои темперные графические листы, выполненные с 1960 по 1963 год, когда были активными участниками студии Элия Белютина. Мы застали Михаила Тимофеевича восьмидесятилетним, заметно хромавшим (последствие тяжелого ранения на войне), но очень спокойным и оптимистичным человеком.
Художник Михаил Тимофеевич Сапожников родился в Новокузнецке, в Западной Сибири.
В 1939 году он окончил Омское художественное училище.
С первых дней Великой Отечественной войны Михаил Тимофеевич Сапожников воевал на Северо-Западном фронте, был командиром минометного подразделения. В 1942 году, после тяжелого ранения его комиссовали.
С 1942 по 1945 год М. Сапожников был направлен в Кузнецк, где он преподаёт черчение в ремесленном училище № 23.
В 1947 году он приехал в Москву поступать во ВГИК, который окончил в 1953 году.
Михаил Сапожников, будучи студентом ВГИКа, дружил со многими начинающими актёрами, с режиссёрами.
Из воспоминания Михаила Тимофеевича о смешном случае в студенческом общежитии ВГИКа, произошедшем с его другом Николаем Рыбниковым (этот сюжет был отражён в фильме Петра Тодоровского):
Николай Рыбников спрятавшись в шкафу общежития ВГИКа вещал, голосом Левитана, от имени Политбюро СССР, сообщение ТАСС о снижении цен на водку, колбасу и прочие продукты. Все обитатели студенческого общежития заворожено слушали, глядя на репродуктор, стоящий на шкафу в котором сидел будущий заслуженный артист. Учитывая сложную обстановку в стране в 1947 году, шутнику Рыбникову тогда чудом удалось спастись от соответствующих органов, готовых привлечь его по знаменитой статье № 58 УК РСФСР (о подрыве Советской власти).
Далее работал на Свердловской киностудии с 1953 по 1954 год (был автором кино-плаката «Первый завхоз».1953г.), затем с 1956 по 1959 год художником-постановщиком в Ашхабадском Драматическом театре. Вступил в Горком художников СССР в 1954 году.
В конце 50-х годов Михаил Тимофеевич разрабатывает серию открыток, посвященных городам Сибири и освоению нефтегазовых кладовых крайнего Севера.
Вернувшись в 1960 году в Москву, Михаил Сапожников становится активным участником студии экспериментальной живописи и графики Элия Белютина. Для работы на пленере студийцы довольно часто отправлялись в творческие поездки на теплоходе по Москве-реке, Волге и Оке. Художники проводили в работе целые дни, имея возможность создавать смелые абстрактные композиции и общаться с учителем. Какие бы громы и молнии ни метала тогдашняя “руководящая и направляющая” сила в адрес неформального искусства, оно было востребовано там, где необходимо было передать тончайшие движения души.
Михаил Тимофеевич Сапожников — участник знаменитой «хрущевской выставки» студии Элия Белютина в Манеже в 1962 года. Студийцы воспитывались на ощущениях и впечатлениях резко отличавшихся от традиционного соцреализма. Поэтому противостояние это было неизбежно. То, что-то разрешали, то, вдруг это же запрещали. Белютинцы с достоинством переносили нападки властей, почти все они остались на Родине, хотя немало художников тогда оказалось в эмиграции.
В 1960 году Михаил Тимофеевич Сапожников вступил в Союз журналистов СССР.
С 1969 по 2000-е годы Сапожников преподаёт в Московской детской художественной школе № 4 вместе с женой Генриэттой Бодровой. По воспоминаниям ученика – Бочарникова Сергея: «Наш тихий, всегда улыбающийся учитель, умел незаметно, как бы исподволь хвалить наши удачные работы. Выдавая нам свидетельства художественной школы, наш учитель интересовался куда мы будем поступать. Он не возражал против нашего выбора и согласно кивал нам головой, а затем, махнув рукой и, тихонько засмеявшись, сказал: «Всё равно вы будете художниками, независимо от того, на кого выучитесь». Это был единственный человек, который не сомневался в нашем предназначении. Он учил нас не только рисованию и живописи, а самое главное он учил нас любить свою Родину.