Горячев Евгений Никанорович

Опубликовано: 15 Марта 2019

Горячев Евгений художник

Горячев Евгений Никанорович  (20.08.1927-20.04.2007)

Заслуженный художник России

Родился в селе Дудылово Московской области.

В 1942 году на Соловецких островах в Белом море открылась легендарная школа юнг, где обучали нужным для фронта специальностям мальчиков-добровольцев 14-16 лет. В июне 1943 года Горячев принял военную присягу. Осенью 1944 года, окончив школу юнг, был направлен на Балтийский флот мотористом боевого бронекатера, воевал на торпедных катерах.

За успешный бой с вражеским эсминцем старший матрос Горячев был награжден медалью «Адмирал Ушаков».

После войны окончил Заочный Народный университет искусств им. Н.К. Крупской. Учился в вечерних классах Суриковского института (1963-1966). Заслуженный художник России.

Долгие годы Евгений Никанорович писал собственные картины параллельно своей основной «оформительской» работе в Художественном комбинате Московского Союза Художников. Вступил в Союз художников СССР в 1976 году.

В 2006 году Евгению Никаноровичу было присуждено звание Заслуженный художник Российской Федерации.

Награждён правительственными наградами: орденом «Отечественной войны II степени», медалями: «Георгий Жуков», «300 лет Балтийскому флоту», «За Оборону Советского Заполярья», «300 лет Российскому флоту», «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг», «ХХХ лет Советской Армии и Флота», «юбилейными», памятным знаком «Адмирал Нахимов 200 лет».

2003г. – выставка « Московские Питерцы – О Победе, — о Городе – О людях». Совет Федерации. Б.Дмитровка, 26,организатор галерея «Союз Творчество», Триумфальная пл.д.1.
2005г. персональная выставка «Моя Родина» в галерее «Союз Творчество.
2007г. персональная выставка «Из века XX в век XXI» в галерее «Союз Творчество».
2008г. персональная выставка «Морская душа» (посвящается Дню Военно-Морского флота), в галерее «Союз Творчество».
2009г. выставка «Духовное наследие Победы» художников-ветеранов Великой Отечественной войны, «Союз Творчество», совместно с МОСХ. Кузнецкий мост. д.11.
2011г. персональная выставка «Сохраняя традиции» в галерее «Союз Творчество».
2015г. выставка «Художники войны, художники о войне» в Ивановском областном художественном музее. «Союз Творчество».
2015г. выставка «Художники войны, художники о войне» в Муромском историко-художественном музее. «Союз Творчество».
2017г. персональная выставка «Школы юнг ? школы жизни». Северный морской музей, г. Архангельск.

Работы художника находятся:
Центральном музее Великой Отечественной Войны,
Музее Обороны Москвы,
Северном морском музее (Архангельск),
Ивановском областном художественном музее,
Мурманском областном художественном музее,
Костромском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике,
Картинной галерее г.Красноармейска (Московская область),
Картинной галерее Выксы (Нижний Новгород),
Муромском историко-художественном музее,
Соловецком историко-архитектурный музее,
Юрьев-Польском архитектурно-художественном музее,
Государственном выставочном зале «Варшавка» (Москва),
Музее Юнги Серного флота (Санкт-Петербург),
Галерее «Союз Творчество» (Москва),
личных собраниях и частных галереях России, Англии, Франции, Италии, Чехословакии, Германии, Японии и США.

Биографические сведения об Е.Н.Горячеве, включёны в Альбом «ХУДОЖНИКИ ВОЙНЫ, ХУДОЖНИКИ О ВОЙНЕ». Составитель: Маклакова И.А, директор галереи «Союз Творчество». Москва, 2015 — 128 с. : 129 илл.

В альбоме 129 репродукций произведений живописи и графики 22 художников, среди которых художники-участники ВОВ и авторы младшего поколения. Биографические сведения об авторах помещены в трех разделах: «Фронтовики», «Военное детство», «Послевоенное поколение».

 Горячеву принадлежит около трети работ, воспроизведенных в этом издании, самая ранняя из них датирована 1944 годом, а самая поздняя – 2005 годом. Его произведения охватывают более шестидесяти лет творчества художника, который прошел трудный жизненный путь и трудный путь к официальному признанию. Всю жизнь в своих работах Горячев возвращался к военной юности, большинство его картин связано с войной и морем.

Весной 2003 года галерея «Союз Творчество» готовилась к выставке «Московские Питерцы – о Победе, – о Городе, – о Людях», художников – ветеранов Великой Отечественной войны, которая состоялась в Совете Федерации. Именно с этого времени и началась дружба с Евгением Никаноровичем. «Союз Творчество» является хранителем основного собрания живописи и графики Е.Н. Горячева.

Евгений Никанорович Горячев родился в селе Дудылово Каширского района Московской области. Он был младшим, девятым ребенком в большой крестьянской семье.

Из воспоминаний Е.Н.Горячева:
Меня иногда спрашивают: почему моряк захотел стать художником? Это вопрос всей моей жизни. Даже помню как проснулся интерес к рисунку. Было мне тогда лет шесть, жили мы в деревне, в школу я еще не ходил, детских книг да и вообще какой-либо литературы не видел. Родители в то время занимались сельским хозяйством. Время было сложное, голодное: коллективизация. Однажды старший брат, а он старше меня на три года, принес из школы свой рисунок, на котором была нарисована береза, да так здорово, красиво и очень похоже. Я был в восторге от увиденного! Береза мне казалась настоящей. И с этого момента я потерял покой, видимо, получил какой-то внутренний толчок. Я в каком-то упоении стал рисовать везде углем и мелом: на стенах, полу и дверях; другого материала не было. Потом брат приносил из библиотеки книги – сказки с цветными иллюстрациями. Это еще больше привлекло меня к рисованию. Передо мной открывался новый мир, похожий на окружающий и в то же время, какой-то неизведанный.
Эта тяга сохранилась до сих пор, хотя окружающий мир и обстоятельства меняются.

Во время коллективизации у Горячевых забрали лошадь – общую любимицу, и это повлекло за собой целую цепь роковых для семьи событий. Никанор Горячев, отец Евгения, попытавшийся вернуть угнанную в колхозную конюшню лошадь, был схвачен и осужден, бежал из заключения, скрывался у родственников в отдаленном селе и до своей скорой смерти в 1934 году, так и не вернулся в семью. Мать пережила отца всего на один год.

Когда не стало родителей, старшие дети в семье были уже взрослыми, и это спасло младших от лишений. Женатый и бездетный брат Алексей, офицер Красной Армии, взял восьмилетнего Женю в свою семью. Так у него началась походная жизнь: новые города и воинские части, новые люди. Женя был любознательным и общительным ребенком, быстро находил друзей и среди ровесников и среди взрослых. Ему нравилось делать зарядку вместе с солдатами и упражняться на гимнастических снарядах. Это ему пригодилось на военной службе. Когда началась война, брат служил в одной из воинских частей, расквартированных в Горьком (Нижнем Новгороде).

1941 год. Горький. Мне 14 лет. Июнь-месяц, школьные каникулы. Мы с моим другом часто выезжали за город или ходили на Волгу. 22 июня, вернувшись домой, мы узнали, что началась война. Что такое война, мы в то время не осознавали. Потом стали быстро понимать. Была введена карточная система, в магазинах появились очереди. Жизнь резко менялась. К осени город стал подвергаться бомбардировке, начались пожары, появилось много беженцев из других городов.

Брат Алексей вместе со своей частью отправился на фронт и погиб в августе 1941 года под Старой Руссой, ведя свою роту в атаку. Для оставшихся в г. Горьком Жени и Ирины Дмитриевны – вдовы Алексея, начались трудные и тревожные будни тыла. Жене пришлось оставить школу и пойти в ремесленное училище.

По радио передавали плохие вести с фронтов, и мы, мальчишки, часто обсуждали фронтовые события. Думали как и чем помочь своей стране и решили отправиться на фронт. Пришли в военкомат, но с нами, конечно, разговаривать никто не стал (малы еще). Решили бежать сами, по Волге на лодке в Сталинград. Добыли лодку, запаслись кое-какими продуктами, но родители моих товарищей узнали об этом, и нам всем попало. Но мы надежды не теряли.

Положение на флоте в первый год войны было тяжелым: блокада Ленинграда, бои за Севастополь, сложная обстановка на Балтике. В 1942 году на Соловецких островах в Белом море на месте Соловецкого лагеря особого назначения открылась легендарная ныне школа юнг. В школе обучали нужным для фронта флотским специальностям мальчиков-добровольцев 14-16 лет, набранных со всего Советского Союза. До Горького дошел слух о том, что на севере есть военно-морская школа, в которую принимают с 14-ти лет, и что после окончания школы всех сразу отправляют на войну. У мальчишек, мечтавших бить врага, появилась цель.

В 1942 году мы узнали, что в райкоме комсомола идет набор в школу юнг. Мы в райком, но там сказали, что мы опоздали: набор уже закончен. Пообещали, что на следующий год нас известят.

Почти через год Жене и его друзьям-ровесникам пришла повестка из райкома ВЛКСМ: направление на медкомиссию. Женя Горячев забрал документы из ремесленного училища и тайно ушел из дома. Шел июнь 1943 года.

Из нас пятерых попал в Школу я один. Счастью не было конца.

Этот поступок определил его будущее как личности и как художника. На Соловецких островах Женя впервые увидел море, которое впоследствии станет основным действующим лицом его картин.

В 1943 году нам было по 15 лет. Мы приняли военную Присягу и стали законными защитниками Отечества. Обучали нас флотскому делу боевые моряки, уже повоевавшие и знавшие не понаслышке, что такое война. Учеба была напряженная. Нас обучали всем флотским наукам начиная с парусного флота и заканчивая современными военными кораблями. Учились с большим воодушевлением. Очень быстро взрослели. Все рвались на корабли, все хотели в бой.

Ребята жили и учились в монастырских кельях, в которых несколько веков жили монахи и несколько лет до них находились заключенные. Осенью 1944 года после выпускных экзаменов курсант Горячев получил воинское звание «юнга» и был направлен на Балтийский флот мотористом боевого бронекатера. Через много лет он назовет свой рисунок – «Морской бронекатер № 518. Встреча. Балтика. 1944». Описывая первый день в Пярну, Евгений Никанорович как бы пересказывает одну из своих картин, которая появится через несколько десятилетий:

В день, когда мы увидели впервые катера, которые базировались в городе Пярну, нас поразила суровость обстановки. День был сумрачный, моросил дождь. Катера, ошвартованные у стенки, выглядели очень грозно. На некоторых флаги и вымпелы были пробиты снарядами. На палубах и причалах суетились моряки, выполняя работы после боевого похода. У многих из-под бушлатов виднелись ордена и медали. Я сразу почувствовал, что школьная жизнь окончена. Мы пошли в войну… Очутившись на боевом катере, в кругу боевых моряков, я почувствовал какое-то возвышенное гордое состояние: я стал военным моряком. Так началась боевая служба.

Хорошо вооруженные маневренные бронекатера могли проходить невредимыми через заминированную Балтику. За успешный бой с вражеским эсминцем юнга Горячев был награжден медалью «Адмирал Ушаков».

Весной 1945 нашему отряду было дано задание — произвести разведку боем перед высадкой десанта. Вышли в ночь. Объявлена готовность № 1. Шли часов пять в кромешной темноте. Вся команда была в нервном напряжении: ни курить, ни ходить нельзя. Я тоже у своих артиллерийских кранцев. Объявлена боевая тревога. Катера подходят к вражескому берегу. Дана команда открыть огонь из всех орудий. Вся мощь огня обрушилась на вражеский берег. Так длилось минут пять. С берега никакой реакции. И вдруг все небо осветилось. Стало светло как днем. Над головами повисло несколько десятков осветительных ракет. Берег ожил. Засветились ответные выстрелы, и вблизи катеров все чаще и чаще стали вздыматься фонтаны разрывов… Командир отряда дал команду: «Поставить дымовую завесу и под прикрытием начать отход». Задание было выполнено Разведка боем произвела на меня сильное впечатление. Было что-то красиво-трагическое, но страха не было. Был какой-то азарт состязания – кто кого. Стоящие рядом испытывали это по-своему… Потом, став профессиональным художником, я написал картину «Ночной бой».

Еще одна устная «картина»: светящееся от разрывов небо, застывшие над водой огни осветительных ракет – все это перевоплотится в сюжеты будущих работ. В мае 1945 катера получили задание: провести разведку боем перед высадкой десанта. Задание было успешно выполнено. Но военная операция по высадке десанта не состоялась.

В ночь с 4 на 5 мая наши катера должны были выйти с десантом. Все для этого было подготовлено, но в кубрик ночью ворвался радист и зачитал радиограмму: «прекратить военные действия, война окончена». Никто не поверил, все были в замешательстве, но вскоре пришел командир и подтвердил сообщение радиста.

Долгожданная Победа! И незабываемый салют Победы!

И как тогда, когда отмечали Победу, загорелось ночное небо! Было очень торжественно, красиво, много-много радости!

За полгода с октября 1944 по май 1945 года Горячев стал настоящим военным моряком и прожил целую военную жизнь с ее потерями и победами, хотя 18 лет ему исполнилось только в августе 1945 года. Тем не менее, свое восемнадцатилетие Жене Горячеву не пришлось встретить в мирной обстановке.

Для наших катеров война закончилась не совсем. Мы по-прежнему выходили в дозор, патрулировали вдоль берегов, так как не весь немецкий флот капитулировал, и не раз приходилось вступать в бой. Через некоторое время было указание правительства о создании спецкоманды по приемке трофейных кораблей, в которую и я был включен. Позже на одном из этих кораблей я перешел на Северный флот в бригаду подводных лодок, где и закончилась через несколько лет моя флотская служба.

В 1950 году Горячев демобилизовался. Уцелевших после войны братьев и сестер жизнь разметала в разные стороны. В родном селе близких людей не осталось. Евгений поехал к родственникам в Москву.

Как жить дальше? Все мои мысли стремились к одному: профессионально заняться художественным творчеством.

Нужно было привыкать к гражданской жизни, но военная специальность пригодилась: Горячев устроился на работу слесарем-мотористом в гараж «Московской правды» и поступил в заочный Народный университет искусств им. Н.К. Крупской (ЗНУИ). В 1956 году Горячев женился. В воспоминаниях, говоря о себе как о художнике, он говорил и о жене:

Немалую роль в моем становлении как художника играла и играет моя жена Зоя Николаевна. Без ее помощи и участия жизнь могла бы повернуть в другую сторону.

С 1963 по 1966 год Евгений Никанорович учился в вечерних классах Суриковского института. К этому времени у него был сын, и надо было содержать семью. С 1962 по 1974 год он работал художником-оформителем на автокомбинате Мостранса. После окончания института Горячев участвовал в многочисленных коллективных выставках, но его первая персональная выставка состоялась только в 1971 году, когда ему было сорок четыре года. Сын Горячева рассказывает, что первая выставка отца удалась, что было много добрых отзывов и несколько газетных статей и что отец был счастлив.

Долгие годы Евгений Никанорович писал собственные картины параллельно своей основной «оформительской» работе. Только в 1976 году он был принят в Союз художников СССР. В том же 1976 году в трудовой книжке появилась запись места работы, которая оказалась последней: Художественный комбинат Московского Союза Художников.

Александр, сын Евгения Никаноровича, вспоминает, как отец с утра до позднего вечера пропадал в мастерской от Союза Художников, которая была радостью для всей семьи: «Это была настоящая мастерская художника, все стены которой были увешаны его картинами. Картины были не только на стенах, они стояли на стеллажах, на полу – везде, куда падал взгляд».

Война по-разному живет в памяти ветеранов. Вновь и вновь художник возвращался к пережитой в юности войне – и в своих живописных работах, и в жизни. Он был членом правления Комиссии ветеранов войны при Московском союзе художников, много ездил по стране, бывал на подводных лодках и на торпедных катерах, делился с молодежью воспоминаниями о своей опаленной войной юности. Евгений Никанорович принял деятельное участие в организации московского музея Соловецкой школы юнг Северного флота, который существует при московской школе № 349 с 1983 года. В 1988 г. на площади перед зданием школы, которая сейчас называется площадью Соловецких юнг, был открыт памятник: два привезенных с Северного флота якоря, стоящие на постаменте из соловецкого камня. Автор проекта и архитектор памятника – Е. Н. Горячев.

Несмотря на свою подвижническую деятельность художник никогда не прерывал художественного творчества и не пропускал ежегодных выставок художников-ветеранов, посвященных Дню Победы. В 2005 год на одной из таких выставок художник сказал:
Сейчас, на очередной выставке глазам предстает вся жизнь, прошедшая с 1941 по 1945 годы. Вот уже 60 лет минуло, как окончена война, а я в своих произведениях все еще воюю и рассказываю посетителям выставки о большом лихолетье, о страданиях, тяготах нашей Родины. Мы выстояли! Мы победили!

Евгений Никанорович работал в разнообразных техниках – живопись, акварель, темпера, карандаш, линогравюра. У него много пейзажей – подмосковных и северных, но художника Горячева можно назвать маринистом, потому что в большинстве его картин присутствует море.

Через все творчество Горячева проходят сквозные, связанные друг с другом темы – ратный подвиг (цикл «Ратная Русь», серия картин на тему Куликовской битвы), Отечественная война и море: военное или мирное. Со временем становится ясно, что главное в его творчестве – морские пейзажи: тревожные или праздничные, светящиеся серо-голубым свечением или облитые закатным солнцем, летящие над волнами чайки… Чайки – еще одна особая «сквозная» тема. В картинах художника много чаек: чайки парят в небе, летают над военными кораблями, мирно сидят на смертоносных морских минах… До конца жизни Евгений Никанорович не забывал о море и о морской службе: «Мое воинское звание – юнга…», – так художник начинал рассказывать молодежи о себе…

Первая половина 2007 года была для Горячева напряженной: текущая работа, подготовка к выставкам, к восьмидесятилетнему юбилею, который должен был состояться в августе.

Вспоминает сын художника: «В марте 2007 года шла подготовка к открытию в выставочном зале на Поклонной горе персональной выставки отца, приуроченной к празднику Победы. Эти дни были очень тяжёлыми. А в планах отца была еще и отчетная персональная выставка в августе-сентябре в выставочном зале на Беговой улице, посвященная его юбилею. Однако этим планам не суждено было сбыться.

Вторая персональная выставка в Центральном музее Великой Отечественной войны оказалась посмертной. Выставка была посвящена Дню Победы и приурочена к 65-летию Соловецкой школы. Жизненный круг замкнулся…