Дьяконицын Лев Фёдорович

Опубликовано: 15 Марта 2019

Дьяконицын Лев художник

Дьяконицын Лев Фёдорович (21.05.1931-15.10.2020)

Родился  в Вологде.

Окончил Московский историко-архивный институт в 1954 году и Московский государственный университет в 1960 году, затем аспирантуру института и одновременно аспирантуру Ленинградского института живописи и архитектуры им. Репина.

В 1972 году вступает в Союз художников России и организовывает творческое объединение художников центра Москвы «Остож».

Лев Фёдорович — автор многих статей и книг по искусству. Наиболее известная книга – «Идейные противоречия в эстетике русской живописи конца XIX – начала XX вв.», ставшая первым учебником по этому «запретному» периоду. В те времена написать, и издать подобный труд было очень непросто, и даже опасно. После выхода книги автору грозили исключением из Союза Художников СССР.

Лев Фёдорович Дьяконицын — кавалер ордена «За служение Отечеству» 3-й степени. Имя художника занесено в справочник «Известные русские», «Кто есть кто в XXI в.». В 2001 году Льву Фёдоровичу присвоено звание Академика Русской Академии наук и искусств.

Произведения художника находятся:
Мемориальном доме-музее Аксаковых в Москве,
Доме-музее А.И. Герцена в Москве,
Музее истории и реконструкции Москвы,
Вологодской областной картинной галерее,
Вятском художественном музее имени В.М. и А.М. Васнецовых,
Кировском областном краеведческом музее
Галерее «Союз Творчество» (Москва),
частных коллекциях и галереях России, Германии и Мексики.

*********************************************************************************************************************************

Биографические сведения об Л.Ф.Дьяконицыне, включёны в Альбом «ХУДОЖНИКИ ВОЙНЫ, ХУДОЖНИКИ О ВОЙНЕ». Составитель: Маклакова И.А, директор галереи «Союз Творчество». Москва, 2015 — 128 с. : 129 илл.

В альбоме 129 репродукций произведений живописи и графики 22 художников, среди которых художники-участники ВОВ и авторы младшего поколения. Биографические сведения об авторах помещены в трех разделах: «Фронтовики», «Военное детство», «Послевоенное поколение».

 С 1996 года «Союз Творчество» проводит персональные выставки художников. Примечательно, что одним из первых авторов у нас выступил Лев Дьяконицын.
Лев Фёдорович является одной из самых ярких и притягательных фигур художественной жизни Москвы. Интересный собеседник, историк и философ, художник, искусствовед Лев Фёдорович – неутомимый художественный критик, наставник и друг молодёжи. Он заслуженно пользуется уважением и любовью широких слоёв творческой интеллигенции, коллег и специалистов.

Лев Фёдорович родился в Вологде в крестьянской семье. После развода родителей воспитывался отцом. С 1936 по 1944 годы они жили в Исакогорске близ Архангельска. Маленький Лев с замиранием сердца смотрел на волшебство живописи под рукой старшего брата Ростислава. Брат обладал редким талантом во всем: писал картины, делал авиамодели, собирал приёмники, играл на скрипке. Сразу после школы Ростислав ушёл на фронт и погиб под Ельцом. Оставшиеся от него книги и картины послужили первой школой старательному мальчику. В голодные военные годы, в четвертом-пятом классах школы Лев за меру картошки перерисовывал солдатские фотографии. Совсем недетской была работа на станции Исаковка, где он переносил на плакаты картинки из «Окон ТАСС». Работы были самые разные, вплоть до тщательно контролируемых милицией портретов Сталина.

В 1949 году спасением от голода стал перевод отца на освобождённые земли в Белоруссию. Добирались до места в Молодечно целый месяц в товарном вагоне. Через полгода после прибытия заселились в барак бывшего концлагеря. В школе вместе учились тогда ребятишки и взрослые: бывшие партизаны и переростки. Приходилось постоять за себя. Улица, рисование, книги – вот главные опоры детства. Жизнь без матери, с вечно занятым на службе отцом, нищета и зло среды лишь закалили душу, воспитали терпение и отзывчивость.

В 1949 году, взяв свои иллюстрации к «Тарасу Бульбе» Гоголя и другие рисунки, приехал поступать во ВГИК. Первый рисовальщик в школе, Лев надеялся поступить в Московский институт кинематографии. Но там не поверили, что работы принадлежат этому скромному мальчику. Пришлось выбрать стезю историка, а затем искусствоведа и философа. Он окончил Московский историко-архивный институт в 1954 году и Московский государственный университет в 1960 году, затем аспирантуру института и одновременно аспирантуру Ленинградского института живописи и архитектуры им. Репина.