Мусалов Абдулхак Хусутдинович
Мусалов Абдулхак Хусутдинович (19.10.1922-05.07.2005)
Родился в селе Красный Яр Астраханской области.
В годы войны он сражался в составе Уральского 10-го добровольческого танкового корпуса. В минуты затишья делал карандашные зарисовки своих боевых товарищей-танкистов. Таких портретов набралось около тридцати, и в корпусной газете, где он сотрудничал, родилась даже идея – сделать типографским способом небольшой альбом. Первый свой бой принял на территории Польши на Сандомирском плацдарме. Во время одного из боев его танк был подбит и множество рисунков сгорело, а сам художник был тяжело ранен. Неизвестно дошло бы дело до альбома: это ведь не так было просто в тяжёлое военное время. Командир танка Т-34 А.Х.Мусалов со своим экипажем с боями по дорогам войны прошел от берегов Волги до Дуная, где, завершив сражения, встретил День Победы в австрийской столице. Он участвовал в боях за освобождение Польши, Чехословакии, Австрии. Воевал на территории Германии. После окончания войны, был назначен начальником художественной мастерской 1-го Украинского фронта в Бадене.
Имеет правительственные награды: орден «Отечественной войны II степени» и медали «За Победу над Германией в ВОВ 1941-1945гг» и юбилейные.
После демобилизации он окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И.Мухиной. Учился у Г. Рублева, В. Иорданского, Б. Аракелова. И получает специальность художник–монументалист, и принимает участие в создании витражей, панно и фресок в разных городах, в том числе и в Астрахани. В то же время пишет пейзажи Каспия, Кавказа, Крыма, Подмосковья в технике темпера.
В 1957 году вступает в Союз художников СССР.
Начиная с 1954 года, Абдулхак Хуснутдинович был участником многих художественных выставок, устраиваемых Союзами художников России и Москвы. Успешно прошли несколько его персональных выставок.
В 1986 году присвоено звание «Заслуженный деятель искусств Татарской АССР». Являлся членом комиссии «Индустрия» МОСХ РСФСР, членом художественного совета Всесоюзной художественной лотереи.
1999г. персональная выставка «Время и жизнь» в галерее «Союз Творчество» на Триумфальной площади, д.1. Москва.
2002г. персональная выставка «Россия — наша Родина» в галерее «Союз Творчество», Триумфальная пл.
2003г. выставка « Московские Питерцы — О Победе,- о Городе,- О людях». Совет Федерации. Б.Дмитровка, 26,организатор галерея «Союз Творчество».
2009г. выставка «Духовное наследие Победы» художников-ветеранов Великой Отечественной войны, «Союз Творчество», совместно с МОСХ. Кузнецкий мост. д.11.
Основные произведения: комплексное оформление гостиницы «Бугульма» (панно в технике маркетри) и фарфорового завода в Бугульме (панно в технике сграффито, маркетри, витраж), витраж в здании Совета Министров Каракалпакской АССР в Нукусе, витраж в здании Астраханской филармонии. Его произведения в стиле сграффито, маркетри, мозаичные панно до сих пор украшают стены домов и залов: в Москве, Бугульме, Казани, Саранске, Нукусе, Дербенте, Астрахани, Уфе. Основные его произведения созданы в жанрах монументальной живописи.
Работы художника находятся:
Костромском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике,
Ивановском областном художественном музее,
Мурманский областной художественный музее,
Галерее «Союз Творчество» (Москва).
Биографические сведения об А.Х.Мусалове, включёны в Альбом «ХУДОЖНИКИ ВОЙНЫ, ХУДОЖНИКИ О ВОЙНЕ». Составитель: Маклакова И.А, директор галереи «Союз Творчество». Москва, 2015 — 128 с. : 129 илл.
В альбоме 129 репродукций произведений живописи и графики 22 художников, среди которых художники-участники ВОВ и авторы младшего поколения. Биографические сведения об авторах помещены в трех разделах: «Фронтовики», «Военное детство», «Послевоенное поколение».
Наша встреча с художником Абдулхаком Мусаловым произошла летом 1999 года в стенах нашей галереи на выставке «Время и жизнь». Художник представил на суд зрителей свои темперные работы с 1949 по 1990 год. В мае 2003 года в Совете Федерации «Союз Творчество» организовывало выставку художников-ветеранов, где присутствовали графические работы А.Х.Мусалова.
Когда говорят, что такой-то человек – настоящий фронтовик, да ещё и художник, музыкант или литератор – это само по себе вызывает глубокое уважение, ведь не всякий мыслящий способен на ратный подвиг. Не все авторы обращались в своём творчестве к военной теме. Но война, глубоким следом прошла через их жизнь. Абдулхак Мусалов представлен в этом альбоме только одной работой «Прибалтика» (1960). В ней мы видим, что послевоенная жизнь уже начала восстанавливаться, но в море, на ловлю рыбы, из-за отсутствия мужских рук выходят в основном женщины-рыбачки.
Родился в селе Красный Яр Краснооктябрьского района Астраханской области, в купеческой семье.
Отец его был, очевидно, потомком тех купцов, которые и поддерживали торговлю на Волжском участке Великого шелкового пути. Он в Красном Яру имел магазин и каменный дом, славился обычной для тех времен честностью и торговой оборотистостью. Абдулхак рос в семье, где красота была религией, видно, это и подтолкнуло талантливого мальчика к искусству, к живописи. Но с концом НЭПа отец разорился и умер от сердечного приступа, мать ненадолго пережила мужа. Будущего живописца воспитывала любимая бабушка. В Красном Яру он окончил среднюю школу. Во время школьных каникул ему было не до отдыха, ведь ему приходилось работать, помогая своей семье. После школы поступил в Астраханское художественное училище, которое и определило его дальнейшую судьбу. В училище он проучился четыре года, но, не успев получить диплом, начал работать учителем рисования в школах города и детском доме №5. На его формирование как личности наложили свой отпечаток: ранняя смерть матери, и многодетная татарская семья, в которой он рос, и война…
С началом Великой Отечественной войны он был мобилизован в Советскую Армию. Молодой Абдулла в составе отряда новобранцев Астраханской области делает пешком марш-бросок от станции Палласовка через степь в город Камышин, где ему предстоял ускоренный курс обучения в Танковом училище. В годы войны он сражался в составе Уральского 10-го добровольческого танкового корпуса. Хотя его художественное образование прервала война, но и на войне музы не молчали. На фронте к краскам он не обращался, а бумага и карандаш были всегда при нём.
Как пишет художник Мусалов:
«Штурмовать фашистское логово мне не пришлось. Я попал в госпиталь. Но сразу же после падения Берлина я на попутных добрался туда, чтобы разыскать свою часть. Поразила меня тишина Берлина, стоявшая над городом. Я побывал у рейхстага, в имперской канцелярии. Главной была радостная мысль: мы дошли до Берлина! Война заканчивается! День Победы мы встретили в Дрездене, по пути в Чехословакию, куда перебрасывалась наша часть. Я знал, что этот немецкий город богат памятниками архитектуры, художественными сокровищами. Но от Дрездена мало что осталось: в феврале англо-американская авиация подвергла его жестокой бомбардировке, не имевшей смысла: в нем не было никаких военных объектов…»
После Победы работал около двух лет в Доме офицеров Центральной группы войск в Австрии. Там он много рисовал, и основной темой его работ было возвращение этой красивой европейской страны к мирной жизни.