19.11.2007г. Художники «Белютинской студии»: Бодрова Генриэтта, Сапожников Михаил, Корчемкин Лев. » Выставка » 45 лет «Хрущевской выставки» в Манеже

Опубликовано: 9 Ноября 2007

Генриэтта Бодрова. Михаил Сапожников. Лев Корчемкин
Выставка «45 лет «Хрущевской выставки» в Манеже»
Из собрания галереи «Союз Творчество»

В декабре 2007 года исполняется 45 лет знаковой выставке в Манеже, посвященной ХХХ летию МОСХа. В экспозиции отдельной мини-выставкой были представлены работы художников студии Элия Белютина. Это, вполне рядовое по тем временам мероприятие, вошло в историю культуры СССР, крайне негативным отношением к ней Никиты Сергеевича Хрущева. Так политическая элита отреагировала на творческий поиск современных художников. Но, для нашей сегодняшней акции «белютинско-хрущёвское» противодействие это только информационный повод представить творчество трех великолепных художников, которые в той или иной степени являлись участниками тех событий.

Это Бодрова Генриэтта Тихоновна (1927г.р.)- график, иллюстратор. Её муж — Сапожников Михаил Тимофеевич (1919-2007)- живописец и график. Эти два художника были представлены своими работами на выставке в Манеже 1962 года.
А также- Корчемкин Лев Николаевич (1912-2001)- график, иллюстратор отечественной и зарубежной литературы, мастер кино и политплаката. Лев Николаевич участвовал в работе школы Белютина и после 1964 года, когда была создана группа «Новая реальность» на даче Э.Белютина в Абрамцево. Он продолжил контакты со студией и выставил свои работы в прошедшей на Крымском валу в 1988 году экспозиции «Другое искусство. Москва 1956-1976», организованной группой Белютинцев.

Творческие биографии этих художников сложились по-разному. Генриэтта Тихоновна и Михаил Тимофеевич, в силу разных субъективных причин, уже не участвовали в работе студийцев, но это не значило, что они переквалифицировались в записных соцреалистов, о чем свидететельствует их творческое наследие.

Галерея «Союз Творчество» организовывала для этих мастеров несколько персональных выставок с 1998 по 2006 год. Их творчество показало, что идеи русского авангарда, однажды вошедшие в душу художника проходят красной линией через всю его жизнь. Мощные цветовые потоки открытых красок свободными пятнами, смелыми фактурными мазками всегда формируют осознанную композицию на представленных ими полотнах. Но, в отличие от чисто абстрактных ощущений бытия, фигуратив и образ естественности, всё таки отличал их работы.

О Льве Николаевиче Корчемкине можно сказать те же самые слова. Они все тонко чувствовали природу, человеческой души и среду в которой эта душа обитала. Им не требовалась жёсткая объективность, чтобы передать красоту человеческих чувств и грандиозность замыслов Божьих в буднях труда и отдыха. С одинаковой лёгкостью они изображали двумя-тремя штрихами человека на пляже и в тоже время несколько мощных потоков огня, золота и сажи формировали фигуру мастера у мартена, дышащего огнём и металлом.

Тончайшим юмором и наблюдательностью отмечен их подход к сказочным персонажам. Если Бодрова больше передавала эти образы мотивами народных пословиц в технике лубка, то Корчемкин акварелью и гуашью создавал не менее симпатичные и поучительные иллюстрации к издаваемым тогда сборникам сказок. В тоже время Сапожников разрабатывал серии открыток, посвященных городам Сибири и освоению нефтегазовых кладовых на крайнем Севере.

Какие бы невзгоды и громы молниями не метались тогдашней «руководящей и направляющей» в адрес неформального искусства, оно всегда было востребовано там, где необходимо было передать тончайшие чувства души, особенно в детской литературе, во внутрисемейных и просто общечеловеческих отношениях, да и в изображении пафоса грандиозных государственных событий оно играло немаловажную роль.

Поэтому противостояние это было. То, что-то разрешали, то, вдруг это же запрещали. Но, к чести и достоинству Белютинцев, они все практически остались на Родине. Многие, в том числе и наши художники продолжали работать в издательствах. Корчемкин долго и продотворно трудился в Рекламфильме. Бодрова и Сапожников курировали секцию прикладного искусства в Союзе художников СССР.

В сегодняшнюю экспозицию мы включили некоторые работы из огромной серии рисунков и офортов, посвященных художественным промыслам Хохломы и Дулева. А в последнее время Генриэтта Тихоновна создала великолепную серию живописных работ и этюдов на тему «Птичий Рынок».

Представленное нами художественное трио было бы неполным, если не вспомнить об Микаэлле Евгеньевне Зенкевич, жене художника Корчемкина. Она также была студийцем и работала в технике прикладного искусства. Всю творческую энергию художница посвятила, созданию уюта и красоте в наших квартирах. Микаэлла Евгеньевна разрабатывала новые виды обоев и, можно сказать, мы много лет жили бок о бок с её произведениями в наших квартирах.

Представленное из фондов галереи «Союз Творчество» абстрактное искусство 50-х -70-х годов, можно интерпретировать, как символ социальной свободы, как глоток свежего воздуха принесшего раскрепощение и внутреннюю творческую свободу из тех лет в наше время.

«…сознательно или бессознательно художники
все больше обращаются к своему материалу, испытывают
его, взвешивают на духовных весах внутреннюю ценность
элементов, из которых надлежит воздавать искусство».
В.Кандинский

 

Выставка, посвящена художникам студии Элия Белютина, жившим и творившим во времена «хрущевской оттепели». В экспозиции присутствуют графические работы трех авторов старшего поколения, принадлежащих к Белютинской школе.

Корчемкина Льва Николаевича (1912-2001) хорошо известного графика- иллюстратора зарубежной и отечественной классики, русских народных сказок, а также киноплакатиста, Сапожникова Михаила Тимофеевича (1919-2007) графика-иллюстратора детских книг, журналов, работавшего в издательствах: «Малыш», «Молодая Гвардия», «ИЗОГИЗ», «Диафильм».

Бодровой Генриэтты Тихоновны 1927г.р. графика-иллюстратора книг и календарей, широко развивающую живописную тему «Птичий рынок».

С 1958 года эти три художника принимали активное участие в деятельности студии Э.Белютина, где молодые художники воспитывались на ощущениях и впечатлениях резко отличавшихся от традиционного соцреализма.

Э.Белютин разработал художественную систему «теорию контактности», где все элементы: цвет, форма, пространство, точка, линия и т.д., являются первоопределяющими знаками и изучаются досконально, что позволяет художнику отталкиваться от натуры, приближаться к беспредметному.

Довольно часто «белютинцы» отправлялись в творческие пароходные поездки по Москве-реке, Волге и Оке, для работы на пленере, где их смелая и выразительная живопись направлялась на конкретно поставленные учителем задачи. Художники имели возможность проводить в работе целые дни, под наблюдением своего педагога и поэтому показывали удивительно смелые абстрактные композиции.

На выставке можно увидеть интересные карандашные рисунки Г.Бодровой, под названием «Белютинская студия» 1961г., на которых художница с тонким юмором подмечает отношение посетителей выставки, к увиденному произведению. А также творческие зарисовки на теплоходе «Из Вологды (Поездка с Рабичевым Леней) 1961г., рубка капитана и текущая вперёд река- один из листов этой серии. На её акварелях и рисунках 1960-1980гг. мы видим весь технологический цикл народного промысла по росписи хохломской посуды. Сапожников в работе «Причал на Севере» 1958г., показал как художники, выезжая в творческие командировки, подмечали главные моменты из жизни тех городов, где бывали. Они чувствовали ритм нашей необъятной страны и выражали переполнявшие их эмоции живописными средствами.

Из работ Корчемкина наиболее интересны именно студийные эскизы, где на многих листах сохранился лекционный материал, записанный во время занятий со слов самого Белютина. Это является художественно-исторической ценностью, позволяющий нам судить об идее «теории контактности» Э.Белютина.

О.П.Калмыков и И.А.Маклакова.

Брдрова Генриэтта

Брдрова Генриэтта

Бодрова Генриэтта

Родилась в 1927 году городе Брянске. Окончила ВГИК по специальности художник- постановщик фильма (1953г.) Член Союза художников СССР с 1974 года. Работала экспертом народных промыслов Палеха, Хохломы, Дулёва. С 1958 принимала участие в деятельности студии Э.Белютина. Многократно участвовала в выставках «Нонконформистов». Работы художницы находятся в музеях и частных собраниях в России и за рубежом. 

Игра в шахматы. 1959г.

Игра в шахматы. 1959г.

Сапожников Михаил

Сапожников Михаил

Сапожников Михаил  (1919-2007)

Окончил ВГИК (1953г) Член Горкома художников СССР с 1954 года. Член Союза журналистов СССР с 1960года С 1958 принимал активное участие в деятельности студии Э.Белютина. С 1970 по 1990 член комиссии по народному искусству СХ России. Работы художника находятся в музеях и частных собраниях в России и за рубежом.

Уборочная страда. 1966г.

Уборочная страда. 1966г.

Корчёмкин Лев

Корчёмкин Лев

Лев Корчемкин (1912-2001)

Окончил Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова (1948г.) Член Союза художников СССР с 1948 года. С 1964 года принимал активное участие в деятельности студии «Новая реальность», под руководством Э.Белютина. Работы художника находятся в Ярославском, Тульском, Волгоградском музеях, а также в частных собраниях в России и за рубежом.

Ночи Кабирии (Студия Белютина). 1961г.

Ночи Кабирии (Студия Белютина). 1961г.

Выставка будет открыта до 09.12.2007г.