Выставка «На пуантах»

Опубликовано: 3 Ноября 2021


…что такое красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

 Предлагаем вам познакомиться с творчеством шести художников «Союз Творчество», которых вдохновляла тема балета.

Алексеева–Штольдер Наталья Владимировна (р.1960)
Бурылов Вячеслав Владимирович (1934-1979)
Лосев Сергей Сергеевич (1961-2008)
Пузанова Ольга Валерьевна (р.1970)
Оленев Михаил Полуэктович (1952-2000)
Шехурддина Надежда Борисовна (р.1983)

Алексеева-Штольдер Н.В. Полет. Памяти В. Нижинского. 1995.

Самый молодой автор Шехурдина Надежда открывает нам закулисье балета своими живописные работами «Утро в танцклассе», «Примерка пуантов», «Репетиция», «Перерыв», «За кулисами» 2004-2006гг.

Графические работы на выставке представлены двумя авторами. У Пузановой Ольги две пастельные работы «В минуту отдыха» и «Трио» 1995г.  Художник прекрасно владеет приемами импрессионизма в графике и видит мир ярко, сочно и живописно при всей его простоте и сложности.

Лосев С.С. Adajio. Анна Павлова. 1995.

Лосев С.С. Голубой танец. 2007.

Исключительное отличие Вячеслава Бурылова в работах «Подготовка к танцу» и «Девушка танцует» 1970-е гг.  от многих окружавших его художников была любовь к пластике женского тела, ведь именно в женской натуре художником достигнуты высоты не только технического мастерства, но и эмоционального, психологического проникновения в художественный образ. Каждая его натура имеет свой характерный портрет. Он тонко чувствовал красоту женских линий, и умело передавал их на бумаге.

Шехурдина Н. Б. Этюды о балете. Утро в танцклассе. 2006.

Лосев С.С. Летящая. 1998.

На нашей выставке всего одна живописная работа художника Натальи Алексеевой-Штольдер «Полёт» (памяти В.Нижинского) 1995г. В ней автор выразил свою любовь и восхищение балетом, которое началось в пятилетнем возрасте с посещения в Большом театре балета «Спящая красавица».

 «Поразило всё: музыка и дирижёр с таинственной палочкой, ярко освещённая сцена с чудесными декорациями и торжественный полумрак молчаливого зала, и, конечно, порхающие танцовщицы и танцовщики в удивительных нарядах. И сразу почувствовала – это мой мир, там, среди этого света и красок, есть моё место, моя роль, моя жизнь. С семи лет началось движение навстречу своей мечте…»                   Н. Алексеева-Штольдер

Лосев С.С. Сиреневое кружево. 1999.

Лосев С.С. Растворяясь в любви. 1997.

У самородка Оленева Михаила рассмотрим три произведения из серии «Лебединое озеро» 1992г.   Это очень яркое, эмоциональное видение, выполненное на чёрном поле, яркими жёлто-красными, синими красками, которое не отвлекает от поз балерины, а выгодно акцентирует, её напряженность и красоту движений.

Оленев М.П. Вдохновение. Лебединое озеро. ч.1. 1992.

Сергей Лосев представлен на выставке около двадцати работами. Самое значительное место в его жизни и творчестве занимала тема Балета.  Художник посвятил ей 13 лет своей жизни (1994-2007). Она захватила Сергея еще в 1978 году, при первом посещении Большого Театра, а в начале 90-х стала одной из ведущих тем его творчества. В его картинах, посвященных балету, не стоит искать портретного сходства: главное, что старался передать автор — движение, пластику, ритм. Именно через пластику художник стремился передать индивидуальность танцора. Он описывал поразившие его воображение сцены из жизни с помощью языка живописи, а красоту танца переводил на язык рисунка.

Сергей научно интересовался историей балета, был знаком со многими солистами Большого театра, что отразилось в его живописных работах.

«…Балет и гимнастика в моей душе – навсегда. Мне близок импрессионизм и примитивизм, я подсматриваю в жизни забавные сценки, а потом воссоздаю их на полотне. Образ должен созреть, «подойти», а потом я повторяю его на холсте, работая долго, часами. Это мой мир.

Моя любимая картина – Анна Павлова.  Моя визитная карточка. Для меня Анна Павлова – это свет далекой звезды, идеал. Ведь она совершила колоссальный творческий подвиг – объехала со своим искусством весь земной шар. Не довольствовалась тем, что ей рукоплещут в шикарных залах больших городов, а несла радость тем людям, которые живут далеко от столицы и не могут видеть настоящий балет».            С.Лосев     

Лосев С.С. В честь Терпсихоры. Триумф. 1994.

Оленев М.П. Отражение. Лебединое озеро. ч.2. 1992.

С балетом, о котором Сергей знает почти все, связаны ключевые события его жизни. Вот первое и, может быть, самое яркое – выступление Майи Плисецкой в Большом в 1978 году.

«Вспоминаю торжественный пурпурно-золотой зал Большого Театра. Поход на спектакль был мне наградой за успешное окончание школы. Со мной рядом отец – морской офицер при кортике и золотой медали лауреата Ленинской Премии. Первые ряды партера положены ему по чину. Звучит «Болеро» Равеля – пластинку с этой фантастической музыкой отец слушал почти каждый вечер. На сцене – круглый помост и в самом деле схожий с вращающимся на шпеньке проигрывателя диском. На помосте —  героиня вечера, босая с распущенными медно-рыжими волосами в белой майке, обтягивающей хрупкое тело. Нарастает темп, ритм, усиливается дробь барабанщика. Как завороженный, я не в силах отвести бинокль от священнодейства, подобного магическому ритуалу. На последних тактах балерина выбрасывает руки вперед, потом скрещивает перед собою, делает прыжок и все стихает. И вот он – миг рукоплесканий – на сцену летят охапки цветов. В наши дни так не принято —  объясняется тем, что не долетевшие до цели цветы, падая в оркестровую яму, портят инструменты. И я боялся, чтобы артистка, выходя на поклон, случайно не наступила босой ногой на шипы роз. Избитая метафора о шипах и розах на пути артистки приобрела вполне материализованный характер. Это было единственное исполнение «Болеро» Равеля в Москве».                                            С.Лосев

     

Бурылов В.В. Подготовка к танцу. 1970.

Оленев М.П. Антракт. Лебединое озеро. ч.3.

«Почему же душа Сергея стремится именно сюда? Почему он не устает задумываться о том, что же это за чудо — балет? Откуда в душе у человека рождается стремление встать на пальчики, быть выше земли? Что это? Жажда оторваться от бытовых проблем, преодолеть мучительное земное притяжение или просто игра? Не каждому человеку дана возможность быть главным героем праздника жизни, (который, в сущности, и есть балет), но каждый может обрести радость переживания прекрасных, возвышенных, торжественных минут ради которых и стоит жить. Изображая танец, душа Сергея проживает ту жизнь, которую не может прожить его тело. Живопись дает ему возможность, быть причастным балету, подняться на цыпочки. Он знает, что такое пятая позиция и как правильно исполнить фуэте лучше иного танцора, окончившего школу хореографии. В пластике балета так легко увидеть картину, ведь танец является символом человеческих отношений.

  Сережа знал ответ на это вопрос «…что такое красота. И почему её обожествляют люди?».   Ведь его искусство «берет за сердце и немного сжимает его».                                                            Докиш Нелли 

Лосев С.С. Лебединое озеро. 1995.

Лосев С.С. Майя Плисецкая. Болеро. 2007.

Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла — все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.

 А.С. Пушкин — Евгений Онегин

Шехурдина Н.Б. Перерыв. 2004.

Лосев С.С. Лебединый квартет. 2007.

Балет  – одна из самых недолговечных форм искусства. И это обстоятельство повышает её ценность.

Самый известный автор, который сделал огромный вклад в историю балета, был французский импрессионист Эдгар Дега. Ему удалось отразить как закулисный мир балета с его нелегким трудом, так и легкость порхания балерины на сцене. Танцовщицы Дега полностью отражают мир балета, они несут в себе и тонкую, чуть грустную иронию художника, и его глубокую нежность к моделям.

Также можно отметить творчество Анри де Тулуз-Лотрека и Пабло Пикассо.

Бурылов В.В. Девушка танцует. 1974.

Лосев С.С. Квадро. 2007.

Если французский двор стоит считать колыбелью классического балета, то Россия стала страной, принявшей эстафету в деле развития великого танца.

Балет для России – особенная тема, предмет национальной гордости, даже культурное наследие, прочно закрепившееся в ХХ веке. Художников, рисовавших балет в России тоже было немало.

Для популяризации русского балета за рубежом много сделал С.П.Дягилев – импресарио, театральный деятель и пропагандист русской культуры, который для своих «русских балетных сезонов» начавшихся в 1909 году в Париже, Лондоне, Риме и других городах. Он привлекал огромное количество художников. Н. Гончарова, М.Ф. Ларионов, М.В. Добужинский, Н.К.Рерих, А.Н.Бенуа, З.Е.Серебрякова,  К.А.Коровин, А.Я.Головин, Л.С.Бакст, В.А.Серов, С.Ю.Судейкин, Б.Н.Анисфельд и многие другие не только создавали декорации для балета, но  самодостаточные художественные произведения оставившие след в мировой художественной культуре.

Шехурдина Н.Б. Примерка пуантов. 2005.

Лосев С.С. Испания. 2007.

Валентин Серов, был представителем русского авангарда.  Сотрудничал с Дягилевым с 1902 года, принимая участие в выставках объединения «Мир искусства». Именно он сделал первую балетную афишу для «Русских сезонов» с Анной Павловой.

Великолепная русская художница Зинаида Серебрякова была неравнодушна к балету. Вообще-то, в самые трудные жизненные моменты она и вся ее семья находили утешение в театре, часто его посещали и практически жили им.

Не удивительно, что в картинах Серебряковой появились балетные сюжеты, в основном, индивидуальные или групповые портреты танцовщиц, выписанных в авторской стилистике.

Можно вспомнить мотивы Александра Герасимова, рисовавшего балет, известного как «придворный» художник Сталина. Его руке принадлежат две знаменитых картины, в сценических костюмах балерин Ольги Лепешинской и Софьи Головкиной.

Чудесный мир балета в своих произведениях воспевали и поэты, и музыканты, и живописцы.

Лосев С.С. На пуантах. А.Павлова. 1994.

Пузанова О.В. Трио. 1995.

Балет — это движение. В движении рассказываются тысячи увлекательных историй. Остановить прекрасные мгновения балета и запечатлеть их на холсте непросто. Балет — это тяжелый труд за кулисами, в репетиционном зале, а на сцене мы видим лишь только легкость прыжка и воздушность танца.

Лосев С.С. Призрак розы. Брат и сестра Лиепы. 2007.

Шехурдина Н.Б. За кулисами. 2006.

Лосев С.С. Плисецкая с веерами. 2007.

Балет – это триединство музыки, танца и изобразительного решения. Декорации, мезансцены — все это моменты изобразительного искусства, а тела танцоров, их позы, движения, пластика могут вызывать ассоциации со скульптурной лепкой.

Образы балета вдохновляли многих художников, находя отражение в их творчестве.

Шехурдина Н.Б. Этюды о балете. Репетиция. 2006.

Лосев С.С. Лебединое озеро. Адажио. 2006.

Лосев С.С. Pas de Quatre. 1997.

Пузанова О.В. В минуты отдыха. 1995.

Когда русский балет выходил на лидирующие позиции в мировом культурном процессе, это же находило отражение и в изобразительном искусстве. А свою очередь изобразительное искусство выносило балет за рамки непосредственно театра, делая его достоянием еще более широкого круга людей

Русский балет сегодня по-прежнему не перестает будоражить умы художников, наших современников.

Лосев С.С. Лебеди. 1996.

Лосев С.С. Рубины-II-2007.

Предлагаем вам познакомится с творчеством, наших авторов и надеемся вы получите истинное наслаждения, глядя на мир балета глазами художника.

Биографии авторов на нашем сайте в разделе ХУДОЖНИКИ.