Максимов Леонид Александрович

Опубликовано: 13 Января 2024

Максимов Леонид Александрович (19.03.1931-12.01.2018)

Родился в г. Москве.

Специалист в области физики твердого тела и молекулярной физики.

Член-корреспондент РАН (1997). Закончил физический факультет Московского государственного университета (1954). Доктор физико-математических наук, профессор кафедры теоретической физики Московского физико-технического института, заслуженный профессор МФТИ (2005).

Автор более 160 научных работ. Лауреат Ленинской премии (1986).

Заслуженный профессор Московского Физико-Технического института.

Чувство прекрасного, тяга к творчеству проявилась у него с 3-х лет. В молодости небольшое время посещал Художественную студию Дома Ученых, но только в зрелом возрасте появилась возможность посещать ИЗОстудию при Курчатовском институте (сегодня название «Народная студия им. Л.В.Горлова») (1969-2000).

24.11.1971 — получил от друзей юбилейную бронзовую медаль «Лучшему физику среди художников и Лучшему художнику среди физиков».

Рисовал везде и всегда, но в основном удавалось на физических конференциях.

1973 — присуждена ученая степень доктора физико-математических наук.

1997 — избран членом-корреспондентом Российской Академии Наук по отделению Общей физики и астрономии.

Во время перестройки на Всесоюзной выставке «Ученые рисуют» в Новой Третьяковске выставлял 5 работ, где только его портрет Президента Академии Наук – Анатолия Петровича Александрова сняли с экспозиции, посчитав его слишком экспрессивным и смелым.

2010 (январь) персональная выставка «Лучший художник среди физиков и лучший физик среди художников» в галерее «Союз Творчество» Триумфальная площадь, д.1 (Москва). Эта выставка ученого — привет из времени «физиков и лириков» 60−х нынешней эпохе «Кода да Винчи». На выставке в «Союз Творчество» художник Леонид Максимов представил около 30-ти произведений, выполненными автором за период с 1995г. по 2009гг.

Максимов любил учиться у мастеров классического авангарда. Своими кумирами Леонид Максимов считал Анри Матисса и Павла Филонова. Увлечение кодами и формулами искусства подчас приводило ученого к причудливым результатам, вероятно полагая превратить «физика для художников» в «художника для физиков».

О выставках его картин знали и писали не только физики, но и критики-профессионалы. Каждый сотрудник кафедры проходил процедуру «рисования Максимовым», на конференциях, где бывал Леонид Александрович, за «максимовским портретом» выстраивались очереди.

Художники тянулись к физикам (что понятно для эпохи НТР, то есть научно-технической революции), но и физики в свою очередь тянулись к художникам. Что на первый взгляд может показаться странным, зачем ученым понадобились, все эти «абстракцисты» с их непонятными почеркушками и лоскутами краски? Вероятно, дело в том, что ученым мужам требовался своего рода культурный витамин, чтобы подпитать мозги и стимулировать творческую фантазию. По этой причине в Академгородках, в специализированных НИИ, было позволено проводить выставки современных художников. Таким образом, условные споры между «физиками» и «лириками» обозначали на самом деле взаимный интерес. К тому же инъекции этой креативности стали поддерживаться благодаря изостудиям, созданным при тех самых закрытых НИИ. В одной из них, а именно в студии при Институте ядерной физики им. И. В. Курчатова, и получил первичные художественные навыки нынешний экспонент Леонид Максимов.

Выставки Максимова в целом рассматривались, как автопортрет ученого в интерьере. Не только потому, что автор заметно любил изображать самого себя, а также себя в кругу близких, но и оттого, что, судя по его опусам, можно себе представить, какие альбомы по искусству и каталоги стояли на стеллажах его кабинета, соседствуя со специальной профильной литературой.

Его работы находятся в галерее «Союз Творчество» (Москва), частных собраниях многих физиков в СССР и всего мира.